Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«Созерцание сакуры»
Образы и мотивы
искусства Японии
2 слайд
Назовите ключевой образ искусства воплотивший универсальную концепцию народов мира о пространстве Вселенной.
Корнями гнездится глубоко в земле,
Вершиной восходит к высокой скале,
Зеленые ветви уводит широко
В безмерную синюю даль.
К. Бальмонт
3 слайд
Мифологические представления каких народов роднит образ Мирового древа?
Древо жизни в мусульманстве
Древо жизни в Ассирии
Древо жизни в Индии
Древо жизни у славянских народов
Древо жизни Германских народов
Древо жизни в Скандинавских странах
4 слайд
В чем проявляется единство и многообразие культур?
Человечество - смешанный лес,
так что нечего хвою топорщить
или листья презрительно морщить:
все равны под покровом небес...
Пререканья и разноголосье
не смолкает ещё до сих пор.
Получается всё-таки хор.
Мы шумим, но как в поле колосья...
Б. Слуцкий
Единство культур
Единство мировой культуры проявляется и в том, что её идеи универсальны. Понятия Красоты и Добра, Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, Нравственности и Невежества имеют общую значимость для каждого народа
Многообразие культур
Многообразие культур проявляется в создании своей оригинальной и своеобразной культуру, в которой нашли отражение природные условия жизни, нравы, обычаи и традиции данного народа.
5 слайд
Какие ассоциации, образы вызывает у вас Япония
6 слайд
У японских мастеров свои представления о Красоте, отличные от её понимания другими народами
7 слайд
Путь японского искусства - это путь постижения Красоты через незаметное и первозданное.
8 слайд
Ему присущи не только решимость покорять и преобразовывать природу, но и стремление жить в гармонии с ней. Красота природы отличается простотой и естественностью.
9 слайд
Цветы - весной
Кукушка - летом.
Осенью - луна
Чистый и холодный снег -
Зимой.
Что останется после меня?
Цветы - весной,
Кукушка - в горах,
Осенью - листья клена.
Вот каким видится «изначальный образ» красоты природы поэту Догену (1200-1253)
10 слайд
Японские художники никогда не диктуют свою волю тому веществу, которое служит первоосновой произведения искусства. Они выявляют красоту, заложенную самой природой. «Не сотвори, а найди и открой» - таков их девиз.
11 слайд
Чайная церемония
В традиционной чайной церемонии сложилась особая культура восприятия предметов, основанная на метафорическом мышлении.
12 слайд
Представьте себя гостем и участником чайной церемонии
В Японию чай попал в VIII в. Считается, что первые плантации чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия горы Хэйдзан, в 802 г. Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение.
13 слайд
Это было связано с деятельностью священника Эйсая (1141-1215). Он привез из Китая чайные кусты и стал выращивать чай при дзэн-буддийском монастыре. Чай подносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов и медитаций. Эйсай в своих сочинениях особо подчеркивал пользу чая для сохранения и укрепления здоровья.
14 слайд
Начиная с XII в. из Китая в Японию проникает способ приготовления размельченного чая. Оттуда же пришел и обычай устраивать своеобразные развлечения в форме чайных турниров.
15 слайд
Первоначально такие турниры проводили монахи в монастырях, причем в них участвовали и самураи - приверженцы дзэн-буддизма. Особенно широкое распространение чайные турниры получили в XIV-XV вв.
В ходе чайного турнира гости должны были отобрать "хорошие" и "плохие" сорта. Тот, кто правильно угадывал большее число сортов, отмечался призом.
16 слайд
Среди горожан и крестьян были широко распространены чаепития, называемые "чайными собраниями". В отличие от роскошных чайных турниров аристократов, это были скромные, порой молчаливые встречи.
Внутреннюю сосредоточенность и душевное согласие участников таких собраний стремился воплотить в эстетике искусства чая великий мастер, создатель чайной церемонии - Мурата Дзюко (1422-1502).
17 слайд
Мурата обогатил искусство чаепития философией и эстетикой дзэн-буддизма. Он проповедовал, что Истина Будды может быть познана даже в жестах, сопровождающих наполнение чайной чаши горячей водой. Он утверждал, что чайная церемония - это не просто употребление определенного напитка, а способ приобщиться к философии искусства питья чая.
Роскошным пирам чайных турниров он противопоставил естественность и простоту.
18 слайд
В XV-XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели свое особое, неповторимое значение.
Конструкция чайного домика и устройство прилегающего к нему сада были связаны с эстетическими категориями "саби" и "ваби", обозначающими гармоническое слияние изысканного и простого, спокойного и печального, скрытой красоты, лаконизма, приглушенности красок.
19 слайд
Особое значение придавалось конструкции чайного домика. Это небольшая комната, в которую ведет узкий и низкий вход - около 60 см в длину и ширину. Такое уменьшение входа в чайный домик имеет глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно согнуться, потому что здесь все равны.
20 слайд
Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия войти внутрь вооруженными - длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это было символично: «Пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном».
21 слайд
В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша (токонома). В ней обычно помещали свиток с живописью или с каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курильницу с благовониями
Чайная церемония и сад учили видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни.
В наши дни искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины.
22 слайд
Красота недосказанности, намека присутствует в искусстве японских садов.
Японские сады
23 слайд
Символический «сухой» сад представлен особым расположением камней, кустарников и деревьев. Он монохромен (одноцветен), строг и аскетичен.
24 слайд
Камни являются основой японского сада, главным атрибутом японского парка. К камню в японской культуре сложилось особое отношение. Камни, например, подбирают по форме, цвету, фактуре, их соответствию общему характеру и стилю сада.
25 слайд
Главная задача художника заключается в наиболее выразительной группировке камней, передающей его пластические возможности. Внешняя статичность пространства сада на самом деле оказывается условной.
Большие и мелкие камни располагаются таким образом, что напоминают естественный горный архипелаг, реки или бьющиеся о скалы воды океана.
26 слайд
Вода, символ жизни и жизненной энергии, обязательно присутствует в Японском саде
Если камни в японском саду имитируют горы и положительную мужскую силу Янь, то вода олицетворяет - ее быстрые реки, тихие озера - символизирует отрицательную, темную, но мягкую женскую силу Инь.
27 слайд
В японском саду вода может быть представлена в виде горного озера, окруженного высокими скалами и вечнозелеными кустарниками, или озером, окруженным травяной растительностью в сельской местности.
28 слайд
Основным из принципов японских садов является построение микрокосмоса, где камни, вода и деревья дарят нам понимание гармонии мира
29 слайд
Икэбане – классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад и первоначально бывшее буддийским ритуалом возложения подношений в храмах.
К середине XV века с появлением первых классических стилей икебана приобрела статус искусства и обрела независимость от религиозного содержания ритуалов, хотя это продолжало подразумеваться в подтексте.
Искусство икэбане
30 слайд
В икэбане - искусстве расстановки цветов в вазах, в создании цветочных композиций, в цветке ценят простоту, незатейливость и жизненную силу.
31 слайд
Искусство икэбаны символично. В нем воплощаются три начала: Небо, Земля и Человек, а поэтому каждая из деталей должна наиболее полно передать философские раздумья человека о своем месте в мироздании и о смысле бытия.
Символичен также выбор растений и цветов. Сосна и роза означают долголетие, бамбук - мир и процветание, хризантема и орхидея - радость, магнолия - духовную чистоту.
32 слайд
Проверь себя:
? Когда попал чай в Японию
VIII век
XI век
? Где формировалась философия искусства питья чая
Чайные состязания знати
Выбор лучших сортов чая
«Чайными собраниями» горожан и крестьян
? В чем заключается смысл чайной церемонии
Стремление к созерцанию
33 слайд
Виды японского сада
Сад Воды
Сад Камней
Символизирует
Положительную мужскую силу Янь
Отрицательную, темную, но мягкую женскую силу Инь
34 слайд
? Какие начала воплощаются в искусстве Икэбане
земля
вода
солнце
небо
цветок
человек
35 слайд
- это путь постижения красоты через незаметное и первозданное, как ветка сакуры в саду.
Итог урока:
Искусство Японии
36 слайд
? Каковы художественные принципы японского искусства? Какое отражение они получили в традиционном искусстве чайной церемонии, искусстве цветочных композиций - икэбане и в садово-парковом искусстве?
Домашние задание:
Расскажите о наиболее значимых культурных традициях Японии:
Традиционный японский дом
Сумо
Кимоно
Театр Но
Самураи
37 слайд
Спасибо зо работу!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 663 982 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Байкова Ирина Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.