Инфоурок Другое ПрезентацииЖанр портрета в русской живописи XVIII века

Жанр портрета в русской живописи XVIII века

Скачать материал
Скачать материал "Жанр портрета в русской живописи XVIII века"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Проректор

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Жанр портрета в русской живописи XVIII векаПреподаватель
 истории, обществоз...

    1 слайд

    Жанр портрета
    в русской живописи XVIII века
    Преподаватель
    истории, обществознания, МХК
    МБОУ «СОШ № 48»
    г. Владивостока
    Шабалина Светлана Николаевна

  • Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.)Владимир Лукич Боровиковский (...

    2 слайд


    Боровиковский Владимир Лукич
    (1757-1825 гг.)

    Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825) родился в небольшом украинском городке Миргороде. Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной казачьей старшине
    Отец, писавший иконы для сельских церквей, обучил иконописи детей. Помимо икон он писал и портреты, в полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине.

  • Екатерина II в Царскосельском парке1794г, холст, масло, 94.5x66 смГосударс...

    3 слайд

    Екатерина II
    в Царскосельском парке
    1794г, холст, масло, 94.5x66 см
    Государственная Третьяковская галерея, Москва


    Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни.

  • Портрет императора Павла I 1800, Государственный Русский музей, Санкт-Петер...

    4 слайд

    Портрет императора Павла I

    1800, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
    Портрет Павла I (1754-1801) – был написан Боровиковским по заказу Академии художеств и предназначался для конференц-зала Академии..
    Он представлен на портрете в особом торжественном одеянии, в которое он облачился при короновании.
    Павел стоит на возвышении, на фоне фантастической дворцовой архитектуры. Он изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, со скипетром в руке, цепью и звездой ордена Святого Андрея Первозванного, с крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского.

  • Портрет великой княгини Александры Павловны1796, холст, масло, 72 x 58 см ....

    5 слайд

    Портрет
    великой княгини Александры Павловны
    1796, холст, масло, 72 x 58 см . Коллекция Гатчинского Дворца Музея
    В этом портрете Боровиковский отдает дань сентиментализму, вводя пейзажный фон как своего рода средство характеристики персонажа. Венок из роз, украшающий голову великой княжны, подчеркивает ее юность и свежесть. Подобная характеристика модели усиливается нежным, изысканным колоритом с тончайшими переливами розово-жемчужных тонов. 
    Александра Павловна (1783-1801) — великая княжна; старшая дочь великого князя Павла Петровича (императора Павла I) и его второй жены, великой княгини Марии Федоровны. 
    Изображена с осыпанным бриллиантами миниатюрным портретом Екатерины II на груди и орденом св. Екатерины Большого креста (звезда).

  • Портрет 
великой княжны Елены Павловны 
1796, холст, масло, 73 x 59 см, Колле...

    6 слайд

    Портрет
    великой княжны Елены Павловны
    1796, холст, масло, 73 x 59 см, Коллекция Гатчинского Дворца Музея

  • Портрет А. Г. Гагариной и В. Г. Гагариной 1795г, холст, масло75 Х 69,2 cмГ...

    7 слайд

    Портрет
    А. Г. Гагариной и В. Г. Гагариной
    1795г, холст, масло75 Х 69,2 cм
    Государственная Третьяковская галерея, Москва.

    На рубеже XVIII — начала ХIХ века Боровиковский обратился к новому для него типу группового семейного портрета.
    К числу наиболее удачных относится портрет сестер Гагариных. В его композицию вводится жанровое действие. Две молодые девушки, одетые по-домашнему, заняты музицированием. Младшая — играет на гитаре и смотрит в нотный лист, который держит старшая сестра. Изящные позы, живые глаза, нежные овалы юных лиц, тонкие переливы серебристо-серых, фиолетово-розовых и голубых тонов, приветливая природа. Изысканная ярко-красная гитара не вносит диссонанс, а лишь подчеркивает светлые образы сестер.

  • Лизонька и Дашенька 1794г, цинк, масло, 31.8 х 26.1 смГосударственная Треть...

    8 слайд

    Лизонька и Дашенька
    1794г, цинк, масло, 31.8 х 26.1 см
    Государственная Третьяковская галерея, Москва.
    К несомненным достижениям художника относятся небольшие овальные портреты, написанные маслом на металлических пластинках. Один из них — парный — запечатлел дворовых девушек Львова — Лизоньку и Дашеньку.
    Молодые грациозные девушки, превосходные плясуньи, одеты и причесаны по моде дворянского круга, словно «барышни-крестьянки».
    Идиллическое настроение «нежной и чистой дружбы» Боровиковский подчеркивает светлыми тонами, мягкой живописной манерой, тонкой моделировкой нежных и обаятельных лиц.

  • Портрет Луизы Жермен де Сталь 1812г, холст, масло, 88.2 x 68 смГосударстве...

    9 слайд


    Портрет Луизы Жермен де Сталь
    1812г, холст, масло, 88.2 x 68 см
    Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Луизa Жермен де Сталь — французская писательница. Она сочиняла пьесы, романы, но более успешным поприщем ее деятельности стали политические памфлеты, теоретические работы по эстетике, в которых Жермена де Сталь высказывала возмущавшие общественность мысли. Композиционно портрет написан просто: в качестве фона выступает гладкая стена; на заднем плане, за плечом модели, виднеется бюст Екатерины II.
    Одновременно в портрете использованы тонкие цветовые соотношения: он сочетает редкостные зеленовато-голубые тона платья и тюрбана с золотисто-коричневым оттенком пояса и шали.

  • Портрет М.И.Лопухиной1797г, холст, масло,72 x 55,5 смГосударственная Третья...

    10 слайд

    Портрет М.И.Лопухиной
    1797г, холст, масло,72 x 55,5 см
    Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Одно из поэтичнейших произведений художника, в которых отразилось влияние стиля сентиментализма.
    Прелестная молодая женщина показана в уединенном уголке парка, в изображение которого художник условно привносит мотивы русской сельской природы.
    С ленивой и томной грацией Лопухина облокотилась на садовый парапет. Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины.

  • Портрет Д. П. Трощинского  между 1796 и 1799, Государственный Русский музей,...

    11 слайд

    Портрет Д. П. Трощинского
    между 1796 и 1799, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

    Портрет Дмитрия Прокофьевича Трощинского (1754-1829) написан в переходный период творчества Боровиковского, когда в его искусстве еще сохранялись традиции сентиментализма. Крупный государственный деятель, статс-секретарь Екатерины II, Трощинский представлен на портрете, как официальное лицо - в служебном мундире, со всеми знаками отличия - орденами Александра Невского, Святого Владимира второй степени и Святой Анны второй степени. Но при этом он интересует художника и как человеческая индивидуальность. Живой, несколько сумрачный взгляд, сдержанная осанка – во всем этом ощущаются характер, сила и внутренняя цельность.

  • Портрет Д. П. Трощинского  не ранее 1816, Государственная Третьяковская гале...

    12 слайд

    Портрет Д. П. Трощинского
    не ранее 1816, Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Около двадцати лет тому назад художник уже обращался к образу этого незаурядного человека.
    Трощинский - крепкий, твердый духом старик, сидит прямо, в несколько принужденной, торжественной, статичной позе, с замкнутым и упрямым выражением лица. Тщательно выписаны морщины на лице, узловатые,  пальцы рук, жестко и точно проведен контур фигуры.
    Композиция портрета мастерски построена. Она включает различные аксессуары, аллегорические фигуры и атрибуты. Статуя богини правосудия Фемиды и том «Собрания законов», перья и бумага на столе – символы неустанных трудов и неподкупной совести отставного министра юстиции. Колорит построен на резком сопоставлении строго очерченных локальных пятен – темно-коричневого, бежево-оливкового и тускло-зеленого. Они умело соотнесены друг с другом и подчинены общему тону.

  • Портрет Муртазы Кули-хана1796г, холст, масло, Государственная Третьяковская...

    13 слайд

    Портрет Муртазы Кули-хана
    1796г, холст, масло,
    Государственная Третьяковская галерея, Москва.
    Брат шаха Персии Ага-Магомета.
    Был посланником в Петербурге, жил в России в 1795-1800гг.
    Портрет был заказан императрицей .
    Красочность и изысканность цветовой гаммы придают величавой позе принца торжественность и монументальность. А роскошное восточное одеяние, сочетающее атлас, сафьян, меха и драгоценности, превращает портрет Муртазы-Кули-Хана в один из лучших образцов парадного портрета в русском искусстве.

  • Портрет поэта Г.Р.Державина1795г, холст, масло, Государственная Третьяковск...

    14 слайд

    Портрет поэта Г.Р.Державина
    1795г, холст, масло,
    Государственная Третьяковская галерея, Москва.
    Портрет близкого знакомого Боровиковского, крупнейшего русского поэта допушкинской поры Гаврилы Романовича Державина (1743-1816), написанный, по всей вероятности, непосредственно с натуры, представляет героя, одетого в светло-синий сенаторский мундир, с орденом Святого Владимира второй степени на красной ленте на фоне рабочего кабинета. Служитель муз и государственный деятель, автор  поэтических творений и сенатор, кабинет-секретарь Екатерины II, президент Коммерц-коллегии, министр юстиции – Державин предстает на портрете как истинный представитель эпохи Просвещения, в ком гармонически сочетаются разум и чувства, переплетаются эмоциональное и рациональное начала.

  • Портрет Михаила  Десницкого1803, Государственная Третьяковская галерея, Моск...

    15 слайд

    Портрет Михаила Десницкого
    1803, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

    Портрет Михаила Десницкого был написан в период пребывания Боровиковского в масонской ложе «Умирающий сфинкс», к которой был причастен и сам герой портрета. Михаил Десницкий предстает перед зрителем в епископском облачении. Сочетание красного, черного и золотого создает насыщенную, торжественную и декоративную гамму. На груди у священника – панагия, крест, и два ордена – Святого Иоанна Иерусалимского и Святой Анны первой степени.
    Судьба сводила этого человека со многими яркими личностями эпохи. Сам он происходил из семьи священника и обучался в семинарии Троице-Сергиевой лавры.

  • Портрет А. Б. Куракина1799, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург....

    16 слайд

    Портрет А. Б. Куракина
    1799, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
    .
    Александр Борисович Куракин (1752-1818) – «великолепный князь», как называл его Г.А. Потемкин, прославился среди современников страстью заказывать свои портреты.
    Боровиковский пишет Куракина в тот период, когда тот, сделав в первые месяцы царствования Павла I головокружительную придворную карьеру и став вице-канцлером. Художник изобразил его в полном одеянии кавалера Мальтийского ордена. Мантия кавалера Ордена Святого Андрея Первозванного надета поверх далматика Мальтийского ордена, на груди у князя ордена Святого Андрея Первозванного и Святого Иоанна Иерусалимского. Слева на портрете изображен скульптурный бюст Павла I.

  • Портрет Каталикоса  Грузии Антония III 1811, Государственная Третьяковская г...

    17 слайд

    Портрет Каталикоса Грузии Антония III
    1811, Государственная Третьяковская галерея, Москва
    Каталикоса Грузии Антоний, в миру Теймураз Багратиони, происходил из древнего царского рода. С 1811 года Антоний жил в России - сначала в Москве, затем в Тамбове и Санкт-Петербурге, а потом – в Нижнем Новгороде.
    Художник изобразил священника в парадном облачении с орденами Святого Андрея Первозванного и Святого Александра Невского. В левой руке он держит посох, правой – благословляет. Боровиковский точно, определенно, уверенно выписывает узоры затканных золотом и жемчугом тканей, бриллиантовых и сканых оправ панагий и резного набалдашника патриаршего посоха.. Это традиционное, официальное, парадное изображение – нарядное и красочное, выполненное с соблюдением всех сложившихся для подобного рода произведений канонов

  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/
http://www.artsait.ru/art/b/bor...

    18 слайд

    http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/
    http://www.artsait.ru/art/b/borovikovsky/main.htm
    http://artcyclopedia.ru/borovikovskij_vladimir_lukich.htm
    http://www.tretyakovgallery.ru/galleries/borovikov/index.php
    http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8102.php
    http://www.bibliotekar.ru/k86-Borovikovskiy/index.htm


    Источники

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 478 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Социальный проект «Школьная газета «Краснозвездинская СОШ (Среда Обитания Школьников)»»
  • Учебник: «Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования», Байкова Л.А.
  • Тема: Приложение 11. Требования к оформлению текста методических рекомендаций
  • 28.12.2020
  • 1440
  • 0
«Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное пособие для среднего профессионального образования», Байкова Л.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.08.2020 149
    • PPTX 1.5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Смирнова Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Смирнова Ирина Сергеевна
    Смирнова Ирина Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 68936
    • Всего материалов: 225

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Общественные движения и организации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интерактивные материалы на печатной основе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек