Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Лекция 26.
Медико-физиологические аспекты профориентации и профконсультации..
2 слайд
Медицинская профессиональная ориентация (МПО) является системой мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, специальности, формы и условий обучения, места работы подростками с целью защиты их организма от неблагоприятного воздействия профессионально-производственных факторов, которые могут привести к формированию и прогрессированию функциональных нарушений и хронической патологии.
3 слайд
Врачебное профессиональное консультирование (ВПК) - помощь юношам и девушкам с отклонениями в состоянии здоровья в рациональном выборе профессии (специальности), учебного заведения и места работы с учетом возможного неблагоприятного воздействия профессионально-производственных факторов, которые могут привести к прогрессированию имеющихся функциональных нарушений и хронической патологии, развитию осложнений вплоть до инвалидизации.
4 слайд
Социальные проблемы
Право выбора, конституция РФ
Экономика: производительные силы, потери
Демография
Новые, совмещённые профессии
Престиж и рынок
Здоровье
5 слайд
Личностные проблемы
Удовлетворение интересов
Обеспечение перспектив экономических и нравственно-этических
Соответствие психо - физиологических особенностей и здоровья
6 слайд
Задачи
Удовлетворение потребностей в кадрах, их подготовка и использование труда
Подготовка к сознательному, свободному выбору профессии
7 слайд
Составляющие системы
Профессиональное просвещение
Предварительная профдиагностика (психо - физиологические особенности, здоровье)
Профконсультация
- психо - физиологическая
-медико – физиологическая
Профотбор
Профадаптация
8 слайд
Психофизиологическая ПК – комплекс мер по прогнозированию успешности освоения и адаптации к профессии:
Индивидуально – типологические особенности
Характер требований профессии к личности
Этапы:
Предварительная ПК (формирующая) – диагностика уровня развития ключевых профессионально-значимых функций;
Заключительная ПК (у выпускников).
9 слайд
КПЗФ – функции без развития которых успешное освоение профессии и адаптация невозможны. Для массовых профессий это:
Сила-слабость НС, её подвижность и лабильность, характер взаимоотношений коры и подкорки;
Скорость зрительного различения
Порог слуховой чувствительности;
Тактильная чувствительность;
Мышечная чувствительность;
Точность кинестезии;
Зрительно-моторная координация;
Устойчивость и переключение внимания; объем механической и смысловой памяти.
10 слайд
Медико-физиологическая ПК
Отклонения здоровья:
1 группа – болезни, склонные к прогрессированию. Важен прогноз (ревматизм, ХНЗЛ и др.)
2 группа – так называемые физические дефекты, клинически не осложненные, важны компенсаторные возможности организма (да, нет)
11 слайд
Профпригодость – наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма требованиям профессии без ущерба для здоровья.
«Тяжёлые профессии» - с выраженным отрицательным воздействием одного или ряда факторов, с жёсткими некомпенсируемыми требованиями к психо-физиологии личности.
«Средней тяжести»- с умеренным воздействием факторов среды и трудового процесса на организм, компенсируемые требования.
«Лёгкие»- не требующие значительного напряжения физического и не связаны с отрицательным влиянием условий на организм.
12 слайд
Организация работы, этапы
(приказы МЗ № 186/272, 92, 154)
Кабинет профориентации
Центр профориентации
Отделение организации мед. помощи
Переход к предметному обучению - оценка нервно-психического развития, ФР, биологического возраста;
Пубертатный период и завершающий этап обучения с оформлением ВПК заключения (констатирующая, резолютивная, рекомендательная части по сборникам 1-9);
Этап профессионального обучения.
13 слайд
Принципы составления заключения о ВПК
минимальное ограничение при максимальной охране здоровья;
обязательный учет всей информации о здоровье (от анамнеза до ретроспективных данных);
комплексная оценка функционального состояния, с пробами;
уточнение формы, стадии и активности процесса и функциональной недостаточности (DS хрон.);
профессиональная пригодность только после оценки эффективности лечения;
учет всего комплекса факторов обучения.
14 слайд
Схема санитарной характеристики профессии
1. Название;
2. Отрасль;
З. Цех, отдел;
4. Описание работы (технология, приемы, материалы, особенности с позиций возможного влияния на организм;
5. Характер производства (индивидуальное, массовое, конвейерное, автоматизированное). Свободный или вынужденный темп работ;
6. Рабочая поза. Длительность и выраженность статического напряжения;
7. Характер физической нагрузки. Габариты, масса, расстояние, продолжительность подъёма и переноса тяжестей. Стереотипные движения (раз в смену);
8. Производственные факторы (класс, степень, соответствие доп. величинам);
9. Освещении
10. Требования к органам, системам, функциональному состоянию (от внимания до ФР)
11. Другие особенности;
12. Опасность травматизма;
13. На какие системы, функции следует обратить особое внимание;
14. Наличие профессиональной или производственно обусловленной патологии у работающих;
15. Наличие ограничений при приеме на работу.
15 слайд
Регламенты для ВПК
1. Трудовой кодекс РФ утв. ГД 21.12.2001. Законодательство о труде подростков
2. Перечень тяжелых работ (профессий), профессий (работ) с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещено использование труда лиц моложе 18 лет. Пост. Пр.РФ от 26.02.2000г.
З. СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков». Утв. 04.04.1997, Постановление Пр. №5
4. МУ 2.4.6.-665-97 «Медико-биологические критерии оценки условий труда с целью определения противопоказаний и показаний к применению труда подростков». Утв. Пост. ГГСВ РФ
5. Перечень абсолютных медицинских противопоказаний к обучению в учреждениях профессионального образования
6. Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску к работам в контакте с вредными, опасными веществами и производственными факторам. Приложение №1 и 2 Пр. МЗ № 90 от 14.03 96. «О порядке проведения предварительных и периодических медосмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии»
7. Об утв. Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров. Пр. МЗ и СМ РФ от 16.08.04. № 83
8. Перечень профессиональных производственных факторов и виды работ, противопоказанных подросткам с хроническими болезнями и функциональными расстройствами здоровья (МКБ-10).
9. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. P 2.2.2006 – 05.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 661 339 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ризванова Эльмира Габдрахмановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.