Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ЛОГОПЕДИЯ
Нарушения голоса
2 слайд
Фонопедия – особая интегративная область логопедии, изучающая голос и методы педагогической коррекции при функциональных и органических его нарушениях.
3 слайд
Фонация – сложный психофизиологический акт, который формируется из физиологических составляющих:
1. Голосообразование – производство гортанного звука.
2. Голосооформление – преобразование и оформление гортанного звука в акустический продукт, имеющий индивидуальные характеристики.
4 слайд
Голосовой аппарат
энергетический генератор резонаторная
аппарат: звука: часть:
трахея, бронхи, гортань трахея, бронхи
легкие, диафрагма полости носа и
рта, придаточ-
ные пазухи лба
и носа
5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
Дыхание
Физиологическое Фонационное
Способы подачи звука
(голосовая атака):
Твердая атака
Мягкая атака
Придыхательная атака
9 слайд
Теории голосообразования:
Миоэластическая теория (Феррейн, 1741)
Нейрохронаксическая теория
(R.Husson, 1950)
Мукоундулярная теория (J.Perello, 1962)
10 слайд
Акустические характеристики голоса
Высота (Гц) – субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок.
Сила (громкость, дБ) – субъективное ощущение амплитуды колебаний голосовых складок.
Тембр - сложное качество, которое складывается из совокупности колебаний голосовых складок и результата работы резонаторов.
Длительность (продолжительность) фонации – субъективное восприятие продолжительности звучания голоса.
11 слайд
Этапы возрастной эволюции голоса
1. Дошкольный (0-7 лет).
2. Домутационный (7-13 лет).
3. Мутационный (13-15лет).
4. Постмутационный (15-17 лет).
5. Становление (17-35 лет).
6. Уверенное функционирование (35-60 лет).
7. Угасание (60 лет и старше).
12 слайд
Методы исследования строения и функции голосового аппарата.
Ларингоскопия.
Стробоскопия.
Логопедическое обследование:
Анализ акустических характеристик;
Исследование фонационного поля;
Определение «голосового поля»;
Психологическое обследование.
13 слайд
14 слайд
Классификация нарушений голоса.
Центральные
Органические:
ДЦП;
ОНМК;
неврологические заболевания.
Функциональные:
истерическая афония
Периферические
Органические:
хронические ларингиты;
парезы и параличи гортани
удаление опухолей
рубцовые стенозы гортани
Функциональные:
гипертонусные;
гипотонусные;
спастические дисфонии;
фонастения
15 слайд
Функциональные дисфонии - нарушения голоса, при которых не выявляется органических повреждений.
Патогенез: нарушение координации дыхания, голоса и артикуляции.
Субъективные синдромы: общеневрологические и местные расстройства
Классификация этиологических факторов:
Фонопонозы – патологическое воздействие механического фактора при неправильном использовании голосового аппарата или превышении его физиологических возможностей.
Фононеврозы – психогенные или неврогенные факторы
16 слайд
Гипертонусные нарушения голоса
Гипертонусная дисфония – нарушение голоса, вызываемое неконтролируемым повышением тонуса мышц голосовых складок
Спастическая дисфония – нейродинамическое расстройство фонации из-за дискоординации работы внутренних, наружных мышц гортани и дыхательных мышц
17 слайд
Гипотонусные нарушения голоса
Гипотонусная дисфония – нарушение голоса, обусловленное снижением мышечного тонуса голосовых складок.
Фонастения – функциональное расстройство голоса из-за дискоординации дыхания, фонации, артикуляции и функции резонаторных полостей на фоне особой невротической предрасположенности.
Причины:
острые заболевания ВДП;
высокая голосовая нагрузка;
соматические заболевания;
изменения гормонального статуса;
психогенные факторы;
Недостаточная постановка голоса.
18 слайд
Функциональная (психогенная) афония
Отсутствие голоса центрального происхождения, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц, имеющей нейродинамический характер.
19 слайд
Коррекция функциональных дисфоний
Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие:
Нормализация процессов возбуждения и торможения в ЦНС.
Нормализация мышечного тонуса.
Снятие отрицательных патологических наслоений.
Постановка физиологического механизма голосообразования, координация фонаторного акта.
Введение нового навыка в повседневную жизнь.
Фонопедия (О.С.Орлова):
Подготовительный этап.
Постановка физиологического и фонационного дыхания.
Формирование оптимального физиологического механизма голосообразования.
Закрепление навыков голосообразования и голосоведения.
20 слайд
Органические нарушения голоса возникают вследствие анатомических изменений органа или хронических воспалительных процессов в его отделах и сопровождаются изменениями акустических качеств голоса.
Причины:
механическое повреждение;
термическое, механическое или химическое повреждение;
новообразования;
воспалительные процессы;
нарушения кровоснабжения гортани;
дисплазии гортани.
21 слайд
Периферические парезы и параличи гортани.
Фонопедия (Е.В.Лаврова):
Рациональная психотерапия.
Коррекция физиологического и фонационного дыхания.
Тренировка кинестезии и координации голосового аппарата с помощью фонопедических упражнений.
Автоматизация правильной фонации вокальными упражнениями.
22 слайд
Фонопедия
(хронический ларингит)
Ограничение голосовой нагрузки (5-7 дней)
Постановка диафрагмального дыхания
Обучение приемам комфортного голосоведения и голосооформления
при гипертонусе
при гипотонусе
Отработка приемов голосоведения и голосооформления
23 слайд
Новообразования гортани
Доброкачественные: узелки певцов
папилломы гортани
кисты гортани
фибромы гортани
Злокачественные.
24 слайд
Восстановление голоса после удаления гортани
Вызывание эзофагального (пищеводного) голоса
(С.Л.Таптапова)
Подготовительный этап – психотерапия; работа над физиологическим и фонационным дыханием.
Формирование заместительного механизма фонации.
Овладение навыками пользования псевдоголосом.
Автоматизация и введение усвоенного в речь.
25 слайд
Ринофония – нарушение акустических характеристик голоса в результате изменений физиологического носового резонанса.
Открытая ринофония (органическая и функциональная; врожденная и приобретенная) – гиперназализованный тембр голоса из-за одновременной работы ротового и носового резонатора.
Закрытая ринофония (органическая и функциональная) – пониженный физиологический носовой резонанс.
26 слайд
Коррекционная работа:
Активизация небно-глоточного затвора; коррекция дыхания; выработка направленной воздушной струи.
Постановка голоса; подготовка органов артикуляции.
Координация навыков правильного фонационного дыхания, голосоведения и произношения.
27 слайд
Нарушения голоса у детей.
Органические:
врожденные аномалии строения и функции гол.аппарата;
травмы гортани;
новообразования гортани.
Функциональные:
перенапряжения голоса;
несоблюдение гигиены певческого голоса;
нарушение использования голоса в период мутации;
психологические факторы;
патологические очаги в органах и системах, не входящих в голосовой аппарат.
28 слайд
Этапы фонопедической работы:
Подготовительный этап – подготовка функционального базиса постановки голоса.
Постановочный этап – обучение наиболее физиологичному и эргономичному механизму голосообразования и голосоведения.
Автоматизация и введение в речь навыков правильного голосообразования и голосоведения.
Этап сопровождения – динамическое наблюдение за качеством голосовой функции в различных условиях.
29 слайд
Профессиональные нарушения голоса
Классификация профессий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству голоса:
А. Профессии с чрезвычайно высокими требованиями к качеству голоса – певцы, актеры, дикторы.
Б. Профессии с высокими требованиями к качеству голоса – преподаватели, ораторы, переводчики, телефонисты, воспитатели, учителя.
В. Профессии с повышенными требованиями к качеству голоса или связанные с работой в шумной среде – адвокаты, судьи, врачи, войсковые командиры.
30 слайд
Причины нарушений голоса профессионалов:
- большая голосовая и нервно-эмоциональная нагрузка;
частые простудные заболевания;
неблагоприятные условия труда;
стрессовые факторы;
отсутствие навыков техники речи.
31 слайд
Профилактика нарушений голоса:
охрана и воспитание голоса с детства;
недопустимость форсирования голоса;
пение в соответствующем диапазоне;
закаливание организма;
постановка голоса;
не допускать курения, алкоголя, горячей, холодной, острой пищи;
остерегаться простудных заболеваний;
предотвращение дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 245 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Волкова Марина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.