Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ У ДЕТЕЙ
г. Чебоксары, 2013
К.м.н. Федоров Александр Генрихович
2 слайд
Сахарный диабет (СД) - самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики.
3 слайд
Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.
4 слайд
Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.
5 слайд
Сахарный диабет - это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).
6 слайд
Сахарный диабет имеет генетический код - наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы.
Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы.
7 слайд
Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец - риск 10 %, если больны оба родителя - риск 25 %.
8 слайд
Для реализации предрасположенности необходим толчок - действие провоцирующих факторов:
вирусные инфекции:
эпидемический паротит,
краснуха,
ветряная оспа,
гепатит,
корь,
цитомегаловирусная,
Коксаки, грипп и др.
Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы;
- физические и психические травмы,
- нарушение питания - злоупотребление углеводами и жирами.
ФАКТОРЫ,
СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЗАБОЛЕВАНИЯ:
9 слайд
10 слайд
Особенности течения СД у детей: инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы.
Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений.
Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд
1. Госпитализация обязательна.
2. Режим физической активности.
3. Диета № 9 - исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ - это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов.
ЛЕЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ:
16 слайд
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
4. Заместительная инсулинотерапия - доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др.
ЛЕЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ:
21 слайд
22 слайд
5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов.
6. Лечение осложнений.
7. Фитотерапия.
8. Санаторно-курортное лечение.
9. Рациональная психотерапия.
10. Обучение больного образу жизни при СД. методам самоконтроля.
11. Диспансеризация.
ЛЕЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ:
23 слайд
ЭТАПЫ
СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА
ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ У ДЕТЕЙ
24 слайд
СУБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ:
Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью - ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон, зуд, особенно в области промежности.
История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью.
1 ЭТАП.
СБОР ИНФОРМАЦИИ О ПАЦИЕНТЕ
:
25 слайд
ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ:
Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови - гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи - глюкозурия.
1 ЭТАП.
СБОР ИНФОРМАЦИИ О ПАЦИЕНТЕ
:
26 слайд
Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией:
полидипсия (жажда) днем и ночью;
полиурия;
появление ночного энуреза;
полифагия (повышенный аппетит),
постоянное чувство голода: резкое похудание;
кожный зуд;
повышенная утомляемость, слабость;
головная боль, головокружения;
снижение умственной и физической работоспособности;
нойничковая сыпь на коже.
2 ЭТАП.
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА
27 слайд
Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации:
риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции;
риск микроангиопатий;
задержка полового и физического развития;
риск жировой дистрофии печени;
риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей;
диабетическая и гипогликемическая комы.
2 ЭТАП.
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА
28 слайд
Цель ухода: способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.
Постовая медицинская сестра обеспечивает:
Взаимозависимые вмешательства:
- организацию режима с адекватной физической нагрузкой;
- организацию лечебного питания - диета № 9;
- проведение заместительной инсулинотерапии;
- прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.);
- транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.
3 - 4 ЭТАПЫ.
ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УХОДА ЗА ПАЦИЕНТОМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА
29 слайд
Независимые вмешательства:
- контроль над соблюдением режима и диеты;
- подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур;
- динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела;
- наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;
- контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате.
3 - 4 ЭТАПЫ.
ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УХОДА ЗА ПАЦИЕНТОМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА
30 слайд
Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД:
- организация питания в домашних условиях:
ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить;
уметь составлять режим питания;
рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи;
самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании;
проведение инсулинотерапии в домашних условиях:
ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики;
правила хранения;
самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы;
3 - 4 ЭТАПЫ.
ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УХОДА ЗА ПАЦИЕНТОМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА
31 слайд
Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД:
- обучение методам самоконтроля:
экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов;
ведению дневника самоконтроля.
- рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин);
дозированная ходьба;
не быстрая езда на велосипеде;
плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин;
ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин;
спортивные игры (бадминтон - 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол - 5-20 мин, теннис - 5-20 мин, городки - 15-40 мин).
3 - 4 ЭТАПЫ.
ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УХОДА ЗА ПАЦИЕНТОМ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА
32 слайд
При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания.
Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога.
5 ЭТАП.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УХОДА
33 слайд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 661 384 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Байкова Ирина Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.