Инфоурок Другое ПрезентацииКоординатный метод в решении задач на плоскости

Координатный метод в решении задач на плоскости

Скачать материал
Скачать материал "Координатный метод в решении задач на плоскости"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Таргетолог

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Координатный метод в решении задач на плоскостиБелобородова Н. Е., учитель м...

    1 слайд

    Координатный метод в решении задач на плоскости

    Белобородова Н. Е., учитель математики МАОУ «СОШ №2»
    Чернушка 2012 г.

  • Координатный метод, возникновение которого обычно связывают с именем великого...

    2 слайд

    Координатный метод, возникновение которого обычно связывают с именем великого французского математика и философа Рене Декарта, жившего в первой половине 17 века, произвел настоящий переворот в геометрии и не только в ней.
    Метод координат дает универсальный способ поставить в соответствие геометрическим объектам – фигурам, линиям, те или иные алгебраические соотношения. Иначе, метод координат – это способ перевода с геометрического языка на язык алгебры, после чего геометрические проблемы превращаются в алгебраические, и мы получаем возможность использовать для решения геометрических задач алгебраические методы.

  • ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КООРДИНАТ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧПрименение прямоугольных координат...

    3 слайд

    ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КООРДИНАТ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
    Применение прямоугольных координат к решению задач
    Задача1: Докажите, что сумма квадратов всех сторон параллелограмма равна сумме квадратов его диагоналей.
    Решение: 1. Пусть АВСD – данный параллелограмм. Введем систему координат так, как показано на рисунке. Если АD = ВС = а, а точка В имеет координаты (b; с), то D(а; 0), точка С(а + b; с).
    2. Используя формулу расстояний между точками, находим АВ2 = b2 + с2, AD2 = a2, AC2 = (b + a)2 + c2,
    BD2 = (a – b)2 +c2, тогда
    AВ2 + BC2 + CD2 + DA2 = 2(AB2 + AD2) =
    2(a2 + b2 + c2)
    AC2 + BD2 = (b + a)2 + c2 + (a – b)2 + c2 =
    2(a2 + b2 + c2)
    Таким образом, AВ2 + BC2 + CD2 + DA2 =
    AC2 + BD2, что и требовалось доказать.

    у
    х
    А(0; 0)
    В(b; с)
    С(b + а; с)
    D(a; 0)

  • Задача 2: Медиана, проведенная к основанию равнобедренного треугольника равна...

    4 слайд

    Задача 2: Медиана, проведенная к основанию равнобедренного треугольника равна 160 см, а основание треугольника равно 80 см. Найдите две другие медианы этого треугольника.
    Решение: 1. Пусть треугольник АВС – данный равнобедренный треугольник, АМ – медиана.
    Введём систему координат таким образом, что М(0; 0), точка А лежит на оси Оу, основание ВС – на оси Ох. Так как ВС = 80 см, то В(-40; 0), С(40; 0); АМ = 160, значит, А(0; 160).
    2. По формуле координат середины отрезка найдём середины двух других сторон треугольника:
    Р – середина АС, Р(20; 80)
    К – середина АВ, К(-20; 80)
    3. Используя формулу расстояния между двумя точками, получаем, что ВР = √(-40 – 20)2 + (80 – 0)2 = 100 см, СК = √(-20 – 40)2 + 802 = 100 см
    Ответ: ВР = СК = 100 см

    у
    х
    А
    Р
    К
    М
    В
    С

  • Задача 3: Докажите, что середины отрезков, соединяющих середины противолежащи...

    5 слайд

    Задача 3: Докажите, что середины отрезков, соединяющих середины противолежащих сторон четырехугольника, совпадают.
    Решение: 1. Пусть дан произвольный четырехугольник АВСD. Расположим его на координатной плоскости так, чтобы точка А совпала с началом координат, а В оказалась на оси х.
    2. Введем координаты вершин данного четырехугольника: А(0; 0), В(а;0), С(m; n), D(p; q). Тогда координаты середин сторон четырехугольника будут следующие: Е(а/2; 0), F((m + p)/2; (n + q)/2), К((а + m)/2; n/2), Р(р/2; q/2).
    3. Координаты середины М отрезка ЕF:
    М((а + m + р)/4; (n + q)/4).
    Координаты середины М1 отрезка КР:
    М1 ((а + m + р)/4; (n + q)/4).
    4. Координаты точек М и М1 совпадают. Значит, середина отрезка ЕF совпадает с серединой отрезка КР, что и требовалось доказать

  • Задача 4: На прямой l даны три точки А, В, С так, что точка В лежит между А и...

    6 слайд

    Задача 4: На прямой l даны три точки А, В, С так, что точка В лежит между А и С. По одну сторону от прямой l построены равносторонние треугольники АМВ и ВNС. Докажите, что середина отрезка МС, середина отрезка NА и точка В являются вершинами равностороннего треугольника.
    Решение: 1. Пусть Р – середина отрезка МС, а Q – середина отрезка АN.
    2. Введем прямоугольную систему координат. Если
    ВС = а, то легко убедиться в том, что вершины данных треугольников имеют координаты: А(0; 0), В(1; 0), С(1 + а; 0), М(1/2; √3/2), N(1+ а/2; √3а/2).
    3. Определим координаты точек Р(х1 , у1) и
    Q(х2 , у2):
    х1 = (1/2 + 1 + а)/2 =(3 + 2а)/4, у1 = √3/4, т.е.
    Р( (3 + 2а)/4; √3/4)
    х2 = (2 + а)/4, у2 = √3а/4, т.е. Q((2 + а)/4; √3а/4).
    4. Пользуясь формулой для вычисления длины отрезка по координатам концов, получаем:
    ВQ = √((2 + а)/4 – 1)2 + (√3а/4 – 0)2 = √(а2 – а + 1)/2,
    РQ = √((2 + а)/4 – (3 + 2а)/4)2 + (√3а/4 – √3/4)2 =
    √(а2 – а + 1)/2,
    РВ = √(1 – (3 + 2а)/4)2 + (0 – √3/4)2 = √(а2 – а + 1)/2,
    т.е. ВQ = РQ = РВ.

  • Задачи на нахождение геометрических мест точек
Задача 5: Даны две точки А и В...

    7 слайд

    Задачи на нахождение геометрических мест точек
    Задача 5: Даны две точки А и В. Найдите множество всех точек, для каждой из которых расстояние от точки А в два раза больше расстояния от точки В.
    Решение: 1. Введем прямоугольную систему координат так, что А(0; 0), В(а; 0), где а = АВ.
    2. Найдём расстояние от произвольной точки М(х; у) до точек А и В: АМ = √х2 + у2 ; ВМ = √(х – а)2 + у2 .
    3. Если точка М(х; у) принадлежит искомому множеству, то АМ = 2ВМ или АМ2 = 4ВМ2. Поэтому её координаты удовлетворяют уравнению
    х2 + у2 = 4((х – а)2 + у2). Если точка М(х; у) не принадлежит искомому множеству, то её координаты не удовлетворяют этому уравнению. Следовательно, полученное уравнение и есть уравнение искомого множества.
    4. Преобразуя х2 + у2 = 4((х – а)2 + у2), 3х2 + 3у2 – 8ах + 4а2 = 0, получаем (х–(4/3)а)2 + у2 = ((2/3)а)2. То есть искомым множеством является окружность радиуса (2/3)а с центром в точке С((4/3)а; 0).
    у
    х
    .
    .
    А(0; 0)
    В(а; 0)
    .
    М

  • Задача 6: Два предприятия А и В производят продукцию с одной и той же ценой m...

    8 слайд

    Задача 6: Два предприятия А и В производят продукцию с одной и той же ценой m за одно изделие. Однако автопарк, обслуживающий предприятие А, оснащен более современными и более мощными грузовыми автомобилями. В результате транспортные расходы на перевозку одного изделия составляют для предприятия А 10 руб. на 1 км, а для предприятия В 20 руб. на 1 км. Расстояние между предприятиями 300 км. Как территориально должен быть разделен рынок сбыта между двумя предприятиями для того, чтобы расходы потребителей при покупке изделий были минимальными?

    Решение: Для решения данной задачи воспользуемся методом координат. Введем систему координат так, чтобы ось х проходила через пункты А и В, а ось у – через точку А.
    Пусть М – произвольная точка,
    М(х, у), s1и s2 – расстояния от точки М до предприятий А и В.

  • При доставке груза из пункта А расходы равны m + 10s1. При доставке груза из...

    9 слайд

    При доставке груза из пункта А расходы равны m + 10s1. При доставке груза из пункта В расходы равны m + 20s2. Если для пункта М выгоднее доставлять груз с предприятия А, то
    m + 10s1< m + 20s2, откуда s1<2s2, в обратном случае получим s1>2s2.
    Таким образом, границей области для каждой точки, до которой расходы на перевозку груза из пунктов А и В равны, будет множество точек плоскости, удовлетворяющих уравнению s1=2s2.
    Выразим s1 и s2 через координаты: s1=√х2 + у2, s2=√(300-х)2 + у2.
    Имея в виду s1=2s2, получим (х- 400)2 + у2=2002.
    Это есть уравнение окружности. Следовательно, для всех пунктов, попадающих во внутреннюю область круга, выгоднее привозить груз из пункта В, а для всех пунктов, попадающих во внешнюю часть круга, - из пункта А.

  • Задача 7: Лестница, стоящая на гладком полу у стены, соскальзывает вниз. По к...

    10 слайд

    Задача 7: Лестница, стоящая на гладком полу у стены, соскальзывает вниз. По какой линии движется котенок, сидящий на середине лестницы?

    Решение: Выберем прямоугольную систему координат, где ось х находится на полу, а ось у – на стене. Допустим, что лестница имеет длину, равную 2а, тогда из рисунка видно, что точка М(х, у), находясь все время в середине лестницы, имеет координаты х=аcosα, y=asinα.
    ОМ2 = х2 + у2 = (аcosα)2 + (asinα)2 = а2, т.е.
    х2 + у2 = а2. Следовательно, котенок будет двигаться по дуге окружности

  • Применение аффинных координат к решению задач
Задача 8: Точки К и М делят сто...

    11 слайд

    Применение аффинных координат к решению задач
    Задача 8: Точки К и М делят стороны ВС и СD параллелограмма АВСD в отношении ВК:КС = 1:2, СМ:МD = 1:2. В каком отношении делятся отрезки АК и ВМ точкой пересечения?

    Решение: 1. Введем аффинную систему координат с началом в точке В и координатными векторами е1 = ВА, е2 = ВС (рис. 45). Тогда точки К и М имеют координаты: К(0; 1/3), М(1/3; 1).
    2. Составим уравнения прямых ВМ и АК, как прямых, проходящих через две точки. Уравнения прямых ВМ и АК имеют вид: ВМ: 3х –у = 0, АК: х + 3у – 1 = 0.
    3. Найдем координаты точки Р пересечения этих прямых. Для этого решим оба уравнения в системе. Получим Р(0,1; 0,3).
    4. Вычислим отношение λ, в котором точка Р делит отрезки КА и ВМ.
    λ 1 = (х – х1)/(х2 – х) = (у – у1)/(у2 – у ) = (0,1 – 0)/(1 – 0,1) = 1/9, т.е. точка Р делит отрезок КА в отношении 1/9.
    λ2 = (х – х1 )/(х2 – х ) = (у – у1)/(у2 – у ) = (0,1 – 0)/(1/3 – 0,1) = 3/7, т.е. точка Р делит отрезок ВМ в отношении 3/7.

    х
    у
    С
    М
    D
    A
    B
    K
    P
    е1
    е2

  • Задача 9: На сторонах СК и СВ треугольника СКВ взяты соответственно точки Р и...

    12 слайд

    Задача 9: На сторонах СК и СВ треугольника СКВ взяты соответственно точки Р и М, которые делят эти стороны в отношении: СР:РК = 3:2, СМ:МВ = 4:1. В каком отношении делят друг друга отрезки КМ и ВР?

    Решение: 1. Введем аффинную систему координат с началом в точке С и координатными векторами е1 = СВ, е2 = СК, тогда вершины треугольника СКВ будут иметь координаты: С(0; 0), К(0; 1), В(1; 0) и Р(0;3/5), М(4/5; 0).
    2. Найдем координаты точки О пересечения ВР и КМ. Для этого составим уравнения прямых ВР и КМ.
    ВР: 3х + 5у – 3 = 0, КМ: 5х + 4у – 4 = 0.
    Решив в системе уравнения, получим О(8/13; 3/13).
    3. Вычислим отношение λ, в котором отрезки делят друг друга.
    λ = (х – х1)/(х2 – х) = (у – у1)/(у2 – у) = (3/13 – 0)/(1 – 3/13) = 3/10, т.е.точка О делит отрезок МК в отношении 3/10.
    λ = (х – х1)/(х2 – х) = (у – у1)/(у2 – у) = (8/13 – 1)/(0 – 8/13) = 5/8, т.е. точка О делит отрезок ВР в отношении 5/8.


  • Задача 10: (Теорема Менелая) Для того, чтобы три точки А1, В1, С1, лежащие со...

    13 слайд

    Задача 10: (Теорема Менелая) Для того, чтобы три точки А1, В1, С1, лежащие соответственно на сторонах ВС, СА, АВ треугольника АВС (или на их продолжениях), принадлежали одной и той же прямой, необходимо и достаточно, чтобы АС1 /ВС1 · ВА1 /СА1 · СВ1 /АВ1 = 1( символом АС1 /ВС1 назовем отношение направленных отрезков, лежащих на одной прямой, которое положительно, если они сонаправлены, и отрицательно, если они противоположно направлены; |АС1 /ВС1|=|АС1| / |ВС1|) .

    Решение: 1. Введем аффинную систему координат с началом в точке А и координатными векторами е1 = АВ, е2 = АС.
    2. Обозначим λ1, λ2, λ3 отношения такие, что АС1 = λ3С1В, ВА1 = λ1А1С, СВ1 = λ2В1А, и определим координаты точек А1, В1, С1. В выбранной системе координат вершины треугольника АВС будут иметь координаты А(0; 0), В(1;0), С(0; 1). Если А1(х1, у1), В1(х2, у2), С1(х3, у3), то
    х1 = (1 + λ1∙0)/(1 + λ1) = 1/(1 + λ1),
    у1 = (0 + λ1∙1)/(1 + λ1) = λ1 /(1 + λ1);
    х2 = 0, у2 = 1/(1 + λ2); х3 = λ3 /(1 + λ3), у3 = 0.

  • 3.Для того, чтобы точки А1, В1, С1 лежали на одной прямой, необходимо и дост...

    14 слайд

    3.Для того, чтобы точки А1, В1, С1 лежали на одной прямой, необходимо и достаточно, чтобы
     
    х1 у1 1
    х2 у2 1 = 0
    х3 у3 1
    или
    1/(1+λ1) λ1/(1+λ1) 1
    0 1/(1+λ2) 1 = 0
    λ3/(1+λ3) 0 1
    откуда 1/(1 + λ1)(1 + λ2) + λ3 /(1+λ3) · [ λ1 /(1+λ1) – 1/(1+λ2)] = 0.
    После элементарных преобразований получаем: λ1 · λ2 · λ3 + 1 = 0. Таким образом, АС1 /С1В ·ВА1 /А1С ·СВ1 /В1А = -1 или
    АС1 /ВС1 ·ВА1 /СА1 ·СВ1 /АВ1 = 1.

  • Возможности использования метода координат в школьной практикеИспользование к...

    15 слайд

    Возможности использования метода координат в школьной практике
    Использование координатного метода в школьной практике возможно:
    На математических кружках, факультативах;
    На индивидуальных занятиях с более увлеченными математикой учащимися;
    В проектной деятельности.

    Темы проектов с использованием координатного метода:
    Аффинные координаты;
    Деление отрезка в данном отношении;
    Комплекс задач, связанных с нахождением суммы квадратов расстояний от произвольной точки окружности до вершин правильного многоугольника, которая постоянна, если центр окружности совпадает с центром многоугольника ( прил. 3).

  • Задач планиметрии, решаемых введением системы координат, на данный момент в ш...

    16 слайд

    Задач планиметрии, решаемых введением системы координат, на данный момент в школьном курсе геометрии недостаточно. Метод координат на плоскости значительно упрощает решение задач.
    Решение задач, как в прямоугольных, так и в аффинных координатах на плоскости значительно упрощается, в связи с тем, что геометрическая проблема сводится к алгебраической;
    Введение системы координат позволяет находить длины отрезков, геометрические места точек и решать задачи на установление свойств фигур;
    Использование метода координат расширяет множество задач, решаемых в школе, его применение возможно в исследовательской деятельности учащихся.
    Внедрение метода координат на плоскости в школьную практику необходимо.

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 445 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2020 947
    • PPTX 1.3 мбайт
    • 15 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Галина Ольга Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Галина Ольга Михайловна
    Галина Ольга Михайловна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 91614
    • Всего материалов: 252

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические концепции и практики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 18 регионов

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе