Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Анализ эпизода
литературного произведения
2 слайд
Эпизод (от греч. букв. — вставка),
относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе эпического, лиро-эпического и драматического произведений, фиксирующая происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени
Литературный
энциклопедический словарь
Эпизод – отрывок, фрагмент
какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью
Словарь
литературоведческих терминов
3 слайд
Композиционное построение
экспозиция
завязка
кульминация
развязка
развитие действия
4 слайд
Мотивация связей
тематические
Конкретизация
Углубление
Расширение темы
идейные
Развитие определённой идеи
композиционные
Тот или иной элемент композиции
5 слайд
ЧТО ЕМУ ПРЕДШЕСТВУЕТ
РАССМАТРИВАЕМЫЙ ЭПИЗОД
ЧТО СЛЕДУЕТ
ЗА НИМ
КАКУЮ ФУНКЦИЮ ВЫПОЛНЯЕТ?
6 слайд
Анализ эпизода
предполагает хорошее знание текста всего произведения
7 слайд
Универсальная модель анализа эпизода
I. Место расположения данного эпизода в тексте (связь данного эпизода с этапами развития сюжета, действия).
ВОПРОСЫ
1. Определите, какое место занимает данный эпизод в сюжете литературного произведения.
2. С каким этапом сюжетного (внесюжетного) действия соотносится данный эпизод.
3. Какие смысловые связи с другими эпизодами и произведением в целом вы можете найти.
8 слайд
II. Определение типа эпизода по содержанию (этап сюжетного действия, сюжетный, несюжетный: вставной эпизод, лирическое отступление и т.п.).
Тип эпизода по форме (сценический эпизод или повествовательно-диалогический; несценический: панорамный или описательный).
ВОПРОСЫ
1. К какому типу можно отнести предложенный эпизод.
2. Какой тип описания доминирует в данном эпизоде.
3. Как раскрывается в эпизоде пространство и время.
9 слайд
III. Анализ событий, изображенных в эпизоде (исторические, вымышленные).
ВОПРОСЫ
1. Дайте характеристику событий, изображенных в данном эпизоде.
2. Можно ли назвать эти события историческими. Свой ответ объясните.
3. Как через событийный ряд автор раскрывает, выражает свое отношение .
10 слайд
IV.Характеристика действующих лиц эпизода.
Средства характеристики: прямая авторская: сознательное раскрытие, личная оценка; портрет (натуралистический, психологический, гротескный); характер героя; речевая характеристика; поступки и действия; психологический анализ; взаимоотношения; художественные детали; пейзаж; говорящая фамилия; ремарка.
ВОПРОСЫ
1. Перечислить героев эпизода.
2. Смысловая функция каждого действующего персонажа.
3. Средства создания образа (почему именно эти), к каким художественным приемам прибегает автор.
11 слайд
V. Анализ художественно-выразительных и лексических средств данного эпизода. Их значение.
ВОПРОСЫ
1. Найдите художественно-выразительные средства эпизода.
2. С какой целью автор их употребляет. Как данный троп помогает автору характеризовать героя, события, выразить авторское отношение. Как часто в данном эпизоде используется данное художественное средство. Почему.
3. Найдите лексические средства. Для чего они использованы? Какие характерные особенности стиля писателя вы можете отметить?
12 слайд
VI. Особенности использования в эпизоде композиционных элементов (пейзаж, интерьер, дневник, письмо, сон…).
ВОПРОСЫ
1. Какие композиционные элементы в эпизоде использованы.
2. Какую роль данный композиционный элемент играет в раскрытии характера, действия.
3.Почему выбран именно этот элемент композиции.
4. Связь между эпизодом и композицией.
13 слайд
VII. Выявление основной идеи эпизода, соотнесение ее с авторской позицией, роль данного эпизода в контексте целостного литературного произведения.
14 слайд
Основные требования к анализу эпизода
Соответствие содержания анализа предложенному эпизоду.
Содержательность, завершенность, полнота анализа.
Доказательность высказанной мысли, аргументированность высказанных идей.
Логичность и последовательность в изложении материала.
Самостоятельность в подходе к анализу эпизода.
Единство стиля изложения, ясность, точность, образность языка.
Рациональное сочетание анализа фрагмента, литературной критики, литературоведческой концепции и собственного мнения.
Отсутствие речевых ошибок.
Отсутствие грамматических, фактических ошибок.
15 слайд
АНАЛИЗ
ЭПИЗОДА
ПЕРЕСКАЗ
16 слайд
Желаю
творческих успехов!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 663 752 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Шимохина Ирина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.