Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе.
…Дубина народной войны поднялась со всей своей и величественной силой и …гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.
Том IV,часть III, глава I.
2 слайд
Цель урока:
показать единство русского народа в борьбе с врагом и способы его раскрытия в IV томе.
Проблемный вопрос:
Почему о войне, которая еще продолжалась, написано в четвертом томе гораздо меньше, чем в III томе?
3 слайд
Василий Фёдорович Денисов
4 слайд
Партизанская война.
Возникновение партизанского движения было связано со справедливым характером войны 1812, в которой защищалась национальная независимость России.
Партизанское движение включало в себя действия крестьянских партизанских отрядов и формирование партизанских отрядов регулярной русской армии. Зародившись стихийно в период отступления русской армии, оно усилилось в августе 1812 года в Смоленской губернии. «Не по распоряжению начальства жители при приближении французов удалялись в леса и болота, оставляя своё жилища на сожжение», - писал И.Д. Якушкин. Всего в ее армейских партизанских отрядов уже в сентябре 1812 года было 36 казачьих полков, 7 кавалерийских полков, 5 пехотных полков, 22 орудия. За 5 недель после Бородинского сражен армия Наполеона потеряла 30 тысяч солдат.
На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ. Лев Николаевич Толстой считал, что роль отдельной личности в истории незначительна, что творят историю миллионные массы простых людей.
Идеология народной войны сформулирована Толстым в словах Андрея Болконского: «Французы разорили мой дом. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. Та же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Идея защиты от мародёров путём их казни воплощена в образе Тихона Щербатого.
5 слайд
Платон Каратаев - олицетворение положительных и отрицательных качеств русского крестьянства(всепрощение, приспособленчество)
6 слайд
Значение образа Платона Каратаева
Анализ глав:
том IV,часть I, главы XII-XIII;
часть II, главы XI-XIV,
часть III, главы XII-XIV
7 слайд
Анализ III части I главы.
Глава V. Тихон Щербатый.
.
Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова.
Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза «со шпажонками», а он на них пошёл с топором. Это перекликается с образом француза - фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация «дубины народной войны».
Тихон - образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту «дубину народной войны», которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие.
Он сам, добровольно, попросился в отряд Василия Денисова. В отряде, постоянно нападавшем на вражеские обозы, оружия было много. Но Тихону оно было не нужно - он действует иначе, и его поединок с французами, когда надо было достать «языка» - в духе общих рассуждений Толстого о народной освободительной войне: «Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня со шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, - вскрикнул Тихон, размахнув и грозно хмурясь, выставляя грудь».
8 слайд
Вывод
Партизанская война в понимании и поведении Тихона Щербатого, Долохова, Денисова - это возмездие за разорение и гибель, это дубина народной войны.
«Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется прощением и жалостью».
9 слайд
Анализ роли Наполеона и Кутузова в деле партизанской войны.
Наполеон: глава XVIII. Стр. 132 – бегство французов.
Глава XIX. Стр. 133 – начало.
Кутузов: не драться, терпение и время - часть IV, глава V, стр. 211-212.
10 слайд
Петя Ростов, его любовь к жизни.
Зачем его Толстой отправляет на войну?
Чем поведение Пети напоминает поведение Наташи?
( Повозки для раненых – француз-барабанщик).
Эпизод с французским барабанщиком Винсентом Боссом показывает не только характер Пети Ростова, но и то, что идеология партизанской войны не прямолинейна: чувство мести к врагу в русском человеке сменяется чувством жалости.
11 слайд
«Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно», - говорит Кутузов солдатам после сражения под Красным.
12 слайд
13 слайд
Зачем понадобилось автору смерть мальчика Пети, почти ребенка, только что начинающего жить?
Анализ эпизодов: «Петя перед боем» и «Смерть Пети Ростова» - часть III, главы Х (стр.166-167) и ХI (стр.172-173).
14 слайд
Вывод
Петя, мальчик с удивительной ростовской непосредственностью, желанием во всех людях видеть доброе, противопоставлен жестоким сценам войны. Участие его в войне - это нечто противное его существу. Петя носитель жизни и любви, он даже в войне видит только то, как проявляются «чудесные» качества людей. Погибает он, так и не совершив героического поступка. «Опять опоздал!» - промелькнуло в его сознании. Сцена гибели Пети - новое проклятие войне, проклятие её бессмысленности и жестокости.
15 слайд
Домашнее задание.
Эпилог.
Спор Пьера и Николая Ростова.
Мысль семейная. Смысл жизни Наташи, Пьера(гл 16) ,Марьи.
Значение образа Николая Болконского.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 843 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Политова Оксана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.