X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Ширина px

Вы можете уменьшить размер презентации, указав свой размер!

Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ 1823—1886

Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ 1823—1886
Творчество ОСТРОВСКОГО Творчество Островского заложило основы национального р...
Замоскворечье. С литографии начала XIX века. Александр Николаевич Островский ...
Дом ОСТРОВСКОГО Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9...
Дом-музей в Замоскворечье Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. О...
Первая московская гимназия, где учился А. Н. Островский. С 1835 года А. Н. Ос...
Со школьных лет Островский увлекался театром — сначала народным, затем спекта...
Московский университет
А. Н. Островский, с детства наблюдавший жизнь купцов, в совер шенстве изучил ...
На литературное поприще вступил во второй половине 1840-х гг. как последовате...
Комедия «Свои люди — сочтемся» стала широко известна в стране и прославила им...
Публика ждет от искусства облечения в живую изящную форму своего суда над жиз...
«Гроза» Впоследствии две тенденции освещения традиционного уклада — критическ...
Считая специальную подготовку воспитания и обучения актера «делом го сударств...
В 1867 году, после смерти отца, А. Н. Островский с братом Михаилом купили у м...
усадьба Щелыково С 1867 в усадьбе Щелыково Александр Николаевич проводил кажд...
В 1873 году была напечатана «весенняя сказка» А. Н. Островского «Снегурочка»....
Последние годы состояние здоровья А. Н. Островского тревожило его друзей и бл...
Новые герои ОСТРОВСКОГО Последующий большой период творчества драматурга (186...
Памятник А.Н. Островскому в усадьбе писателя Щелыково. Памятник А.Н, Островск...
Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворе...
Класс
Автор

Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ 1823—1886

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ 1823—1886

2 слайд

Творчество ОСТРОВСКОГО Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально-психологических драмах Островский вывел галерею типов — от охваченных страстью к «деланию денег» своевластных, жестоких купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных странников («Свои люди — сочтемся!», 1849; «Бедность не порок», 1853; «Доходное место», 1856; «Гроза», 1859; «Горячее сердце», 1868; «Бешеные деньги», 1869; «Волки и овцы», 1875), показал трагедию одаренных, тонко чувствующих женщин («Бесприданница», 1878), судьбы людей из актерской среды («Лес», 1870; «Таланты и поклонники», 1881; «Без вины виноватые», 1883), водевильные похождения скромного чиновника (трилогия о Бальзаминове, 1857-61). Пьеса в стихах — поэтическая «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873; одноименная опера Н. А. Римского-Корсакова), исторические хроники. В творчестве Островского запечатлен колорит русской жизни в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков, в смене общественных условий, в приверженности национальному укладу, в контрастах и самобытности национального характера; отражен нравственный идеал народа.

3 слайд

Замоскворечье. С литографии начала XIX века. Александр Николаевич Островский родился 12 апреля (31 марта ст. ст.) 1823 го да в Москве, в Замоскворечье. Отец его служил в Московском коммерческом суде, выделяясь среди чиновников своим умом и начитанностью. Николай Федорович Островский — отец драматурга. Дом на М. Ордынке, теперь улице Островского, в котором родился будущий драматург.

4 слайд

Дом ОСТРОВСКОГО Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9). В этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург.

5 слайд

Дом-музей в Замоскворечье Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. Отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе, еще в детстве пристрастился к чтению. В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 ушел из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.

6 слайд

Первая московская гимназия, где учился А. Н. Островский. С 1835 года А. Н. Островский учился в Первой московской гимназии. В 1840 году поступил в Московский университет, на юридический факультет. Еще в гимназии он увлекается литературой, и первые опыты его литературного творчества относятся к гимназическому времени.

7 слайд

Со школьных лет Островский увлекался театром — сначала народным, затем спектаклями Малого театра. Театральные впечатления были своеобразным «универси тетом» для будущего драматурга. Малый театр в Москве П. С. Мочалов М. С. Щепкин.

8 слайд

Московский университет

9 слайд

А. Н. Островский, с детства наблюдавший жизнь купцов, в совер шенстве изучил быт, се мейные и имущественные отношения их во вре мя почти восьмилетней службы в Московском совестном, а затем Коммерческом суде, куда поступил по настоянию отца в 1843 году, не окончив университета Прием приданого. С картины В. Пукирёва. Приезд гувернантки в купеческий дом. С картины В. Перова. 1866.

10 слайд

На литературное поприще вступил во второй половине 1840-х гг. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы. В это время Островским был создан прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя», первые комедии (пьеса «Семейная картина» была прочитана автором 14 февраля 1847 в кружке профессора С. П. Шевырева и одобрительно принята им). Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрут» («Свои люди — сочтемся», 1849). В основу сюжета (ложное банкротство купца Большова, коварство и бездушие членов его семьи — дочери Липочки и приказчика, а затем зятя Подхалюзина, не выкупивших старика отца из долговой ямы, позднее прозрение Большова) были положены наблюдения Островского над разбором семейных тяжб, полученные во время службы в совестном суде. Окрепшее мастерство Островского, новое слово, прозвучавшее на русской сцене, сказались, в частности, в сочетании эффектно развивающейся интриги и ярких бытоописательных вставок (речи свахи, перебранки матери и дочери), тормозящих действие, но и дающих ощутить специфику быта и нравов купеческой среды. Особую роль тут сыграла неповторимая, одновременно и сословная, и индивидуально-психологическая окрашенность речи персонажей.

11 слайд

Комедия «Свои люди — сочтемся» стала широко известна в стране и прославила имя молодого драматурга. На сцене театра она появилась только через десять лет после опубликования, в1861 году. Группа исполнителей пьесы «Свои люди — сочтемся». Домашний спктакль Роль Подхалюзина играл сам Островский и выполнил ее чрез вычайно отчетливо. Он мастерски обрисовал характер этого подле ца, придал значение каждому его слову, каждому движению и ра зоблачил всю внутреннюю сущ ность негодяя. Театральный дневник 1861 года Я считаю на Руси три трагедии: „Недоросль", „Горе от ума", „Ревизор". На „Банкруте" („Свои люди —сочтемся") я ставлю номер четвертый. В. Ф. Одоевский. 7 апреля 1850 года «Свои люди — сочтемся». Действие 4-е, яв ление 4-е. С. С. Большое, А. К. Вольтова, Л. Е. Подхалюзин. С рисунка П. Боклевского. 1859. спектакль 21 января 1861 года в Москве.

12 слайд

Публика ждет от искусства облечения в живую изящную форму своего суда над жизнью, ждет соединения в полные образы подмеченных у века современных пороков и недостатков... и художество дает публике эти образы. «Свои люди — сочтемся». С. С. Большой — К.Н. Рыбаков; Л. Е. Подхалюзин — М. П. Садовский. Малый театр. 1881. Сваха Устинья Наумовна. «Свои люди — сочтемся». С рисунка Я. Боклевского. 1859.

13 слайд

«Гроза» Впоследствии две тенденции освещения традиционного уклада — критическая, обличительная и поэтизирующая — в полной мере проявились и соединились в трагедии Островского «Гроза» (1859). Произведение, написанное в жанровых рамках социально-бытовой драмы, одновременно наделено трагической глубиной и исторической значимостью конфликта. Столкновение двух женских характеров — Катерины Кабановой и ее свекрови Марфы Игнатьевны (Кабанихи) — по своему масштабу далеко превосходит традиционный для театра Островского конфликт между поколениями. Характер главной героини (названной Н. А. Добролюбовым «лучом света в темном царстве») складывается из нескольких доминант: способности к любви, стремления к свободе, чуткой, ранимой совести. Показывая естественность, внутреннюю свободу Катерины, драматург одновременно подчеркивает, что она тем не менее — плоть от плоти патриархального уклада.

14 слайд

Считая специальную подготовку воспитания и обучения актера «делом го сударственной важности», А. Н. Островский в 1865 году вместе с композитором Н. Г. Рубинштейном организует Артистический кружок. Кружок дал русскому театру М. П. Садовского, О. О. Садовскую, В. А. Макшеева. Здесь «впервые познакомилась московская публика с огромным талантом П. А. Стрепетовой». А. Н. Островский в кругу артистов

15 слайд

В 1867 году, после смерти отца, А. Н. Островский с братом Михаилом купили у мачехи имение Щелыково. В этом имения Островский любил работать и отдыхать. Дом в Щелыкове, ныне музей имени А. Н. Островского. М. В. Островская — актриса Малого театра, жена А. Н. Островского.

16 слайд

усадьба Щелыково С 1867 в усадьбе Щелыково Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей А. Н. Островского. Щелыково. Мемориальный музей А. Н. Островского.

17 слайд

В 1873 году была напечатана «весенняя сказка» А. Н. Островского «Снегурочка». «Снегурочка» — В. Ф. Комиссаржевская Композитор Н. А. Римский-Корсаков. 1900.

18 слайд

Последние годы состояние здоровья А. Н. Островского тревожило его друзей и близких, но драматург продолжал работать до последнего дня своей жизни. 2 июня 1886 года в Щелыкове он скончался. Кабинет А. Н. Островского в Щелыкове, где он умер Могила А. Н. Островского на кладбище Никола-Бережки в окрестностях Щелыкова

19 слайд

Новые герои ОСТРОВСКОГО Последующий большой период творчества драматурга (1861-1886) обнаруживает близость поисков Островского к путям развития современного ему русского романа — от «Господ Головлевых» М. Е. Салтыкова-Щедрина до психологических романов Толстого и Достоевского. Мощно звучит в комедиях «пореформенных» лет тема «бешеных денег», рвачества, беззастенчивого карьеризма представителей обедневшего дворянства в сочетании с богатством психологических характеристик персонажей, с все возрастающим искусством сюжетостроения драматурга. Так, «антигерой» пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) Егор Глумов в чем-то напоминает грибоедовского Молчалина. Но это — Молчалин новой эпохи: изобретательный ум и цинизм Глумова до поры до времени способствуют его начавшейся было головокружительной карьере. Эти же качества, намекает драматург, в финале комедии не дадут Глумову пропасть и после его разоблачения. Тема передела жизненных благ, появления нового социального и психологического типа — дельца («Бешеные деньги», 1869, Васильков), а то и дельца-хищника из дворян («Волки и овцы», 1875, Беркутов) существовала в творчестве Островского до конца его писательского пути. В 1869 Островский вступил в новый брак после смерти Агафьи Ивановна от туберкулеза. От второго брака у писателя родилось пятеро детей. Жанрово и композиционно сложная, насыщенная литературными аллюзиями, скрытыми и прямыми цитатами из русской и зарубежной классической литературы (Гоголь, Сервантес, Шекспир, Мольер, Шиллер) комедия «Лес» (1870) подводит итог первому пореформенному десятилетию. В пьесе затрагиваются темы, разрабатывавшиеся русской психологической прозой, — постепенное разорение «дворянских гнезд», духовный упадок их владельцев, расслоение второго сословия и те нравственные коллизии, в которые оказываются вовлечены люди в новых исторических и социальных условиях. В этом социальном, бытовом и нравственном хаосе носителем гуманности и благородства оказывается человек искусства — деклассированный дворянин и провинциальный актер Несчастливцев.

20 слайд

Памятник А.Н. Островскому в усадьбе писателя Щелыково. Памятник А.Н, Островскому у Малого театра. Скульптор А.Андреев

21 слайд

Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя. В конце жизни Островский, наконец-то, достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении от наследственной болезни — стенокардии.

22 слайд