Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Два портрета А.С. Пушкина
Урок сравнения двух произведений изобразительного искусства
2 слайд
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит…
А.С. Пушкин
Сходство портрета с подлинником
поразительно...
Н.А. Полевой
3 слайд
Цели и задачи урока
Рассмотреть портреты А.С. Пушкина как произведения искусства.
Познакомить учащихся с творчеством О.А. Кипренского и В.А.Тропинина.
Рассказать учащимся, что выдающиеся художники первой половины XIX века изобразили Пушкина в период расцвета его творческих сил, отразили его богатый внутренний мир.
Убедить учащихся в том, что оба художника симпатизируют поэту и стремятся показать людям силу и красоту души гения.
В процессе речеведческой деятельности учить сопоставлять, сравнивать, находить сходства и различия в художественной манере портретистов.
Прививать эстетический вкус, воспитывать любовь к прекрасному, «чувства добрые».
4 слайд
Орест Кипренский
Портрет работы О.А. Кипренского написан по заказу друга поэта Антона Дельвига. После смерти Дельвига Пушкин купил работу у вдовы на деньги из гонорара за издание «Бориса Годунова».
5 слайд
Василий Тропинин
Портрет был заказан В.А. Тропинину самим Пушкиным и преподнесён в качестве сюрприза своему другу С.А.Соболевскому. Портрет был создан зимой 1826-1827 годов (чуть раньше, чем работа Кипренского), когда Пушкин, живя у Соболевского в Москве, позировал В.А. Тропинину.
6 слайд
Кипренский стремился запечатлеть творческую личность, создать возвышенный образ поэта. Как удалось художнику реализовать этот замысел?
Муза (на заднем плане картины) была нарисована позже по просьбе А.А.Дельвига. Как вы думаете, с какой целью? Соответствует ли эта дополнительная деталь замыслу художника?
Смысл портрета В. Тропинина – свобода и творчество
7 слайд
У О. Кипренского Пушкин – «светский», петербургский; у
В. Тропинина Пушкин – московский, «домашний».
Почему работы О. Кипренского и В. Тропинина
сравнивать правомерно?
8 слайд
Пушкин «светский» и «домашний»
«Вот поэт Пушкин, – писал современник о портрете О. Кипренского. – Видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостаёт только беспрестанного вздрагивания».
Взгляд Пушкина на портрете В. Тропинина вдохновенно устремлён вдаль. Пушкин остаётся поэтом-романтиком, сосредоточенным на своём призвании. Он величав и вместе с тем порывист – словно внутри него сжата пружина, готовая вот-вот распрямиться.
9 слайд
На правой руке Пушкина (портрет работы В. Тропинина), лежащей на бумагах, видны два перстня. Один из них – подарок Е.К. Воронцовой, дружба с которой стала причиной изгнания поэта из Одессы. Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману.
На руке Пушкина (портрет работы О. Кипренского) украшений нет, художника интересует облик поэта-творца. Скрещённые на груди руки – ещё один типично романтический жест, подчёркивающий самоуглублённость творца и его полную отгороженность в момент высокого творчества от мира обычных людей.
10 слайд
Оба художника стремятся придать поэту «домашний» облик.
О. Кипренский делает это при помощи клетчатого плаща, наброшенного на плечи с характерной небрежностью, – признак романтического героя, которому чужды условности общества.
В. Тропинин тщательно вырисовывает небрежно повязанный платок, из-под которого выступает воротник свободной рубашки.
«Домашняя» одежда, по мысли художников, должна приближать его героев к зрителю.
11 слайд
За плечом поэта на портрете О. Кипренского – бронзовая Муза. Эта символическая деталь недвусмысленно указывает на «святое ремесло», которым занимается герой портрета.
У Тропинина Пушкин написан совсем «по-домашнему», (халат, в который одет поэт, нарисован художником почти торжественно: он напоминает античную тогу, ниспадающую с плеч, и ещё больше подчёркивает ту гордую позу, в которой изображён Пушкин). Этот образ более душевен, интимен, человечен.
12 слайд
Как воплощает свой замысел каждый из художников?
а) выражение лица;
б) взгляд;
в) жесты;
г) поза;
д) одежда;
е) композиция картины, её колорит.
13 слайд
Что сближает работы художников? В чём своеобразие каждого портрета? Каково ваше отношение к ним?
14 слайд
Вывод.
Портреты двух художников разнятся между собой, но, дополняя друг друга, дают более полное представление о многогранном образе великого поэта. Оба портрета производят огромное впечатление на зрителя, перенося его в прошлое.
15 слайд
Использованная литература
1. Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. Картина и иллюстрация на уроках литературы. – М.: Просвещение, 1985.
2. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 1997.
3. Журнал «Крестьянка». Вкладки «Третьяковская галерея»: «Василий Тропинин. Для памяти близких», «Орест Кипренский. Мастер романтического портрета».
4. Шедевры русской живописи. Тропинин. Кипренский // 50 великих художников. – 2010. – № 13, 15.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 655 053 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Двужилова Ольга Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.