Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Достоевский Федор Михайлович
1821 – 1881
2 слайд
«Преступление и наказание»
„Человек – вот тайна,
которой я занимаюсь
всю жизнь”
Ф.М.Достоевский
3 слайд
УРОК №1
Тема: Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество писателя. Гуманизм, своеобразие идейной позиции.
Что общего в высказываниях писателей?
М. Ю.Лермонтов : «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» («Герой нашего времени»)
Ф.М.Достоевский: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» («Из письма брату…»)
4 слайд
«Красота спасет мир» - почему этого не произошло?
Красота разрушена в ее великом значении и сама нуждается в защите
Дело, возможно, в разрушении национальной культуры
А может быть существует иная причина – назовите ее
5 слайд
УРОК №2
Тема: Роман «Преступление и наказание».
Суровая правда в изображении жизни людей
в мире зла.
Соответствуют ли вашему представлению портреты персонажей романа
6 слайд
7 слайд
8 слайд
Какие жизненные ситуации, изображенные в романе, встают за словами Мармеладова: «…когда уже некуда больше идти» ?
В чем усматривает Достоевский причины злодеяний изображенных в романе ?
Имел ли основание Свидригайлов, которого ненавидит Раскольников, сказать ему: «Мы одного поля ягоды? «
9 слайд
Какую связь с романом Достоевского вы видите в картине В.Перова «Утопленница» ?
10 слайд
УРОК №3
Тема: Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»
Социальные, философские и психологические истоки бунта Раскольникова. Символика снов.
Два побудительных мотива возникают у героя под влиянием сна:
один – ненависть к мучителям;
другой- подняться до положения судьи, «иметь право покарать зарвавшихся «хозяев жизни».
Третьего Раскольников не учел – неспособности доброго человека пролить кровь.
11 слайд
Петербург Достоевского
12 слайд
Согласны ли вы с мыслью Достоевского:
«Совесть оживает ночью, она кричит от боли и одиночества, она вершит над собой страшный суд. В кошмаре снов срываются все и всякие самообманные маски»
13 слайд
«Убей ее и возьми ее деньги с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу…»
УРОК №4
Тема: Антигуманный смысл теории главного героя. Проблема личной ответственности человека за происходящее в мире
14 слайд
«… Не загладиться ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел?»
Ф.М. Достоевский ответил на этот вопрос отрицательно, а что думаете вы?
15 слайд
«Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…»
А.С.Пушкин
Часть молодых людей начала Х1Х века находила в Наполеоне пример яркой личности , поднявшийся в борьбе с деспотизмом из низов
16 слайд
УРОК № 5 - 6
Тема: Родион Раскольников.
Философские истоки его теории,
её реализация и крах.
I. Кто есть я?
«Тварь ли я дрожащая (не могущий ничего) или …право имею?»
(всё могущий, презирающий людские законы и творящий свои)
«Человек – вот тайна, которой я занимаюсь всю жизнь»
Ф.М.Достоевский
Нет, мне жизнь однажды даётся и никогда её больше не будет:
я не хочу дожидаться „всеобщего счастья”. Я сам хочу жить, а
то лучше уж не жить.”
17 слайд
II. Философские истоки теории Раскольникова
деление людей на „обычную массу”, безропотно подчиняющуюся „сильным”, и на „избранных”, „необыкновенных”, высоко стоящих над обычной массой.
2) Кто есть „я”: „тварь ли я дрожащая” или „право имею”?
18 слайд
3) „Понимаете ли вы, милостивый сударь, что значит, когда уже некуда больше идти? – восклицает Мармеладов.
4) „А что ты делаешь, чтобы этому не бывать?.. – спрашивает Разумихин Раскольникова.
19 слайд
„Убей её, злобную старушонку – процентщицу, и возьми её деньги с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу.
Не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел?”
20 слайд
5) Теория, которая привела Раскольникова к преступлению, возникает не как логика философствующего ума, а как единство сердечной муки и ищущей мысли.
„Если не решиться на преступление сейчас,
значит не решиться никогда...”
„Неужели, я в самом деле возьму топор?”
„Ведь я же знал, что я не вынесу...”
21 слайд
„Одно преступление влечёт за собой другое” Ф.М.Достоевский
„Ведь я же знал, что я не вынесу...”
После преступления Раскольников
испытывает не страх, а отвращение к тому,
что он совершил.
22 слайд
IV. «Преступление и наказание”
или преступление – наказание”?
„Разве я старушонку убил?
Я себя убил?”
Осмысление того, что произошло, открывает Раскольникову путь к совести.
По мнению Ф.М.Достоевского, преступление – это гибель души, полное её одиночество, вернуться в живой мир можно лишь силой сопротивления человеконенавистническим идеям и действиям.
23 слайд
V. Выводы
Два побудительных мотива возникают у героя:
один – к мучителям;
другой – подняться до положения судьи,
иметь право покарать
зарвавшихся „хозяев жизни”.
Третьего Раскольников не учёл – неспособности доброго человека пролить кровь.
24 слайд
УРОК № 7
Тема: Соня Мармеладова «вечная Соня»
«Восстановление погибшего человека»
«Главное – люби других, как себя, вот, что главное…»
Ф. М.Достоевский
«Скорбью сердце
открывается,
Скорбь - любви
волшебный ключ»
А.Солодовников
25 слайд
Выберите ответ на вопрос: «Почему Соня Мармеладова, для которой ясна теория Раскольникова, сочувствует ему, жалеет его?»
А) Она любит Родиона;
Б) Как верующий человек она не способна осудить кого – либо;
В) Понимает – страдание способно очистить душу любого преступника;
Г) Верит в неизбежность раскаяния Раскольникова
26 слайд
Какова ваша позиция?
Достоевский убежден и убеждает читателя, что если на путь насилия становиться даже человек честный и добрый, измученный чужими страданиями, то он неизбежно приносит зло себе и другим…
27 слайд
ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЕСТЬ ИСТИННЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И В ЧЕМ ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗА ПРОИСХОДЯЩЕЕ
УРОК №8-9. Тема: классное сочинение
«Через страдания – к счастью»
Людвиг ван Бетховен
28 слайд
Использованные источники:
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.- Мн.: Юнацтва, 1883.-512с.
Селезнев Ю.И. Достоевский. - М.: Мол. Гвардия, 1985.-543с.
http://www.a4format.ru/ book-titles.php?lt=196&author=31&dtls_books=1&title=267&submenu=5
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 655 669 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Бруслик Людмила Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.