Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Творчество
А.Т. Твардовского
ОГОУ КШИ
«Томский кадетский корпус»
г. Томск
Учитель
русского языка и литературы
Крюков С.Д.
2 слайд
Поэма ЗА ДАЛЬЮ – ДАЛЬ
Александр
Трифонович
Твардовский
1910 – 1971
3 слайд
Судьба страны
в поэме А.Т. Твардовского
«За далью – даль»
Если уж писать
о своем путешествии, то писать так, как в свое время писал «Путешествие» Радищев.
А. Твардовский.
4 слайд
«Мне нужно наглотаться воздухом времени»
Урок
первый
5 слайд
Цели:
Показать идейно-художественное значение
поэмы «За далью – даль».
Осознать дорожные впечатления автора,
переплетенные с путешествием памяти.
Показать приемы изображения писателем
Сибири.
Увидеть и осмыслить трудовой подвиг
народа.
6 слайд
1. Творческая история поэмы «За далью – даль». Замысел и его осуществление. Своеобразие жанра поэмы.
2. Об авторе. Поэма «За далью – даль» – «исповедь сына века».
(Главы: «В дороге», «Две дали», «Литературный разговор»,
«С самим собой».)
Вопросы:
7 слайд
Словарная работа:
Пасквиль – клеветническое сочинение с оскорбительными нападками.
Исповедь – откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.
Конъюнктурщик (разг. пренебр.) – беспринципный человек, действующий в зависимости от сложившейся в данный момент обстановки, от стечения обстоятельств.
8 слайд
Глава 1
«За далью – даль»
Я видел, может быть полсвета,
И вслед за веком жить спешил,
А между тем дороги этой
За столько лет не совершил.
А. Твардовский.
Лирический герой. Каков он?
Какое значение это имеет?
Откуда и куда отправляется лирический герой?
С какой целью он это делает?
Чем герой поэмы близок автору?
9 слайд
Та память вынесенных мук
Жива, притихшая, в народе,
Как рана, что нет-нет – вдруг
Заговорит к дурной погоде…
Но, люди, счастье наше в том,
Что на века мы строим дом,
Свой мир живой и рукотворный.
Он всех людских надежд оплот,
Он всем людским сердцам доступен.
Глава первая,
«За далью – даль», дала название всей поэме.
Выводы:
И жизнь, что прожита с рожденья,
Уже как будто за чертой.
Я видел, может быть, полсвета
И вслед за веком жить спешил,
А между тем дороги этой
За столько лет не совершил.
«За далью – даль» – «исповедь сына века».
(А. Турков.)
10 слайд
Глава 2
«В дороге»
Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места в даль;
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
На этот раз резон особый
Их сочетать позволит мне.
И тот и тот – мне кстати оба,
И путь мой выгоден вдвойне.
Что за «особый резон», позвавший героя в дорогу?
В чем суть второй главы?
Какую роль выполняет образ дороги в поэме?
11 слайд
Функцию сюжета, стержневого композиционного начала берет на себя дорога, она ведет, объединяет воедино лирическое повествование.
Лиха беда – пути начало,
Запев дается тяжело,
А там, глядишь: пошло, пожалуй?
Строка к строке – ну да, пошло.
Да как пошло!
Сама дорога, –
Ты только душу ей отдай, –
Твоя надежная подмога,
Тебе несет за далью – даль
Выводы:
Автобиографичность. Работа ухвачена ,
поэма на ходу и о том,
что пережито, можно и рассказать.
12 слайд
Глядишь, роман, и все в порядке:
Показан метод новой кладки,
Отсталый зам, растущий пред
И в коммунизм идущий дед;
Она и он – передовые,
Мотор, запущенный впервые,
Парторг, буран, прорыв, аврал,
Министр в цехах и общий бал…
И все похоже, все подобно
Тому, что есть иль может быть,
А в целом – вот как несъедобно,
Что в голос хочется завыть.
Глава 6
«Литературный разговор»
С кем ведется «литературный разговор»?
Что более всего волнует героя поэмы?
К чему призывает герой?
13 слайд
Выводы:
Разговор с умным и понимающим читателем, какого всегда ясно видел, представлял поэт, для которого и писал с полной откровенностью ума и сердца.
Эпические картины перемежаются с лирическими строфами, политическая публицистика – с сатирой.
Полемические выпады против бюрократов, литературных конъюнктурщиков, лакировщиков.
Призыв к борьбе с литературной
халтурой.
14 слайд
Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла.
Всего с лихвой дано мне было
В дорогу - света и тепла.
Глава 8
«С самим собой»
Какое значение имеет эта глава для общего
понимания смысла поэмы?
В каких строчках этой главы есть ответ
на поставленный вопрос?
15 слайд
Выводы:
Лирический герой говорит о своем предназначении, о жизни, посвященной великой цели.
Поэт должен «жить и быть с народом».
Автобиографичность, характер самого поэта, его отношение к жизни и поэзии, а поэзия у него неотделима от жизни.
Подводится своеобразный итог
жизни.
16 слайд
Что горько мне, что тяжко было
И что внушало прибыль сил,
С чем жизнь справляться торопила –
Я все сюда и заносил.
А сколько дел, событий, судеб,
Людских печалей и побед
Вместилось в эти десять суток,
Что обратились в десять лет.
Итог урока:
Изведав горькую тревогу,
В беде уверившись вполне,
Я в эту бросился дорогу,
Я знал, она поможет мне.
17 слайд
Перечитать 5, 7, 10, 11, 12 главы поэмы
«За далью – даль».
2. Главы 3 и 4 проанализировать самостоятельно, определить стихотворный размер.
3. Ответить на вопрос № 6 (стр. 128 учебника).
Домашнее задание:
18 слайд
Спасибо за сотрудничество!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 610 696 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Малинская Елена Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.