Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Работу выполнили
Баландина А.А, учитель русского языка
и литературы МБОУ «СОШ № 45»
Тимакова Т.Г., учитель русского языка
и литературы МБОУ «СОШ № 45»
Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе
«Страшная правда, но ведь, правда»
В.Короленко
2 слайд
раскрыть сущность тоталитарной системы и понятий, связанных с этим явлением;
способствовать повышению интереса к истории своей страны;
уметь давать оценку исторических процессов, событий, личностей;
развивать способность к сочувствию, сопереживанию
Задачи урока
3 слайд
«Откуда пало на людские головы нежданное лихолетье?»
«Зона малая» Борис Ярочкин
Проблема урока
4 слайд
Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца, –
Там припомнят кремлёвского горца…
5 слайд
Как подковы куёт за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него, – то малина
И широкая грудь осетина.
6 слайд
Г Л О С С А Р И Й
ТОТАЛИТАРИЗМ
(тоталитарный режим, основанный на полном господстве государства над всеми сторонами жизни общества, насилии, уничтожении демократических свобод и прав личности)
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
(феномен массового сознания , имеет корни в устоявшихся традициях, психологии масс)
7 слайд
РЕПРЕССИИ
(карательная мера, исходящая от государственных органов)
ВРАГ НАРОДА
(от лат. «враг общества» )
люди, покушающиеся на общественную, Социалистическую собственность
Конституция 1936 года ч.2 ст.131)
8 слайд
Я правду о тебе порасскажу такую,
Что хуже всякой лжи...
Фёдор Фёдорович Раскольников
1892 - 1939
9 слайд
Из Открытого письма Раскольникова Сталину
Сталин, вы объявили меня «вне закона». Этим актом вы уравняли меня в правах – точнее, в бесправии – со всеми советскими гражданами, которые под вашим владычеством живут вне закона. <…>
Вы растлили, загадили души ваших соратников. Вы заставили идущих за вами с мукой и отвращением шагать по лужам крови вчерашних товарищей и друзей. <…>
Правый и виноватый, герой Октября и враг революции, старый большевик и беспартийный, колхозный крестьянин и полпред, народный комиссар и рабочий, интеллигент и Маршал Советского Союза – все в равной мере подвержены ударам вашего бича…
10 слайд
Какие события 30-х годов XX века потрясли Фёдора Раскольникова?
Какие черты тоталитарного режима вы можете установить, исходя из текста этого письма?
Какие факты, присутствующие в документе, помогают понять сущность механизма репрессий в целом?
Как этот документ характеризует портрет Фёдора Раскольникова?
В чём значение этого документа?
Вопросы к документу
11 слайд
«Откуда пало на людские головы нежданное лихолетье?!»
Фото из личного дела № 3026-С Фокина Семёна Николаевича,
обвинённого в участии в антисоветской организации и проведении диверсионно-вредительской работы.
13.08.1938 г. приговорён к высшей мере наказания с конфискацией имущества.
03.08.1957 г. реабилитирован Военной Коллегией Верховного Суда СССР
12 слайд
13 слайд
Я видел всё: песок и снег,
Пургу и зной.
Что может вынесть человек —
Всё пережито мной.
Варлам Шаламов
Анатолий Рыбаков
1911-1998
Борис Пильняк
1894-1938
Варлам Шаламов
1907-1982
14 слайд
«Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в неё, гадили, потом сунули обратно и говорят: живи!»
Евгений Евтушенко
Юрий Трифонов
1925-1981
Александр Солженицын
1918-2008
Ольга Берггольц
1910- 1975
15 слайд
«Пока веришь в лучшее, живёшь и действуешь, и ничем тебя не сбить с ног, коль сам не упадёшь на колени. И выходит, зажми в кулак обиду и печали, выбрось из головы мертвящие и обессиливающие мысли».
Из книги «Зона малая» «Лагпункт»
Борис Ярочкин
1922 - 2007
16 слайд
Лагеря УнжЛага были основаны в начале 1938 года , располагались на границе Нижегородской и Костромской областей и просуществовали почти до 60-х годов
17 слайд
«Не увидев, не поверишь; не пережив, не поймёшь»
Борис Ярочкин
и его книги
18 слайд
«И впервые за всю свою сознательную жизнь с ужасом подумал о том, что где-то наверху власти что-то неблагополучно, иначе чем объяснить бессмысленную жестокость к тем, кто в поте лица и полуголодный трудится в тылу, тем более, защищает её на фронте, не жалея сил и жизни?!»
«Почему молчат люди, почему видят неладное и делают вид, что ничего не замечают? Боятся сказать о непонятном или честно о том, что думают?
И уже с иной стороны: а нужно ли это делать?»
Борис Ярочкин
«Зона малая» «Лихолетье»
19 слайд
«Чем советский режим отличается от фашистского? Там обессиленных людей избивают и пристреливают, что собак, наводя свой, фашистский порядок. Здесь тоже и бьют, и стреляют без суда и следствия, разве что причины находят в оправдание».
«Но почему, почему здесь не ценится человеческая жизнь…, почему – когда в многочисленных заявлениях партии и правительства то и дело напоминается, что жизнь человека – дороже всего? Такое несоответствие слов и дела не укладывалось в голове».
Борис Ярочкин
«Зона малая» «Лагпункт»
20 слайд
Жертвам политических репрессий
Макарьево, Костромская область
21 слайд
«Помните, самое главное: лагерь – отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку – ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел – надо сказать правду, как бы она ни была страшна.
…Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся я посвящу именно этой правде».
Варлам Шаламов –
Александру Солженицыну
22 слайд
«Сталин – очень страшный человек, подчинивший всю страну, заставивший всех жить в вечном страхе. Мы должны сделать всё, чтобы жить в свободной стране».
«Правду всегда говорить страшно, но надо! Нельзя молчать и делать вид, что ничего не происходило в годы репрессий. Очень обидно за тех людей, чьи жизни и судьбы оказались искалеченными по вине тоталитарной системы. Нельзя повторять ошибок прошлого».
Выводы по теме урока
23 слайд
Соловецкий камень
Санкт-Петербург
Рутченковское поле
Донецк
Астрахань
Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни. И репрессиям нет оправдания.
24 слайд
Домашнее задание
Написать сочинение-размышление на тему:
«Страшная правда, но ведь, правда»
(Нужно ли знать правду о событиях периода репрессий современному поколению?)
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 653 589 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Сергеева Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.