Инфоурок Другое ПрезентацииФантастическое в произведениях Н.В. Гоголя

Фантастическое в произведениях Н.В. Гоголя

Скачать материал
Скачать материал "Фантастическое в произведениях Н.В. Гоголя"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Промышленный дизайнер

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Фантастическое
в произведениях
Н.В. ГоголяЛысенко Александр, Войнова Мария,
П...

    1 слайд

    Фантастическое
    в произведениях
    Н.В. Гоголя
    Лысенко Александр, Войнова Мария,
    Попова Анастасия, Дюмина Ольга,
    Дербенёв Денис
    9 «А» класс, школа № 719
    Руководитель – Агапова Е.А.
    Консультант – Красуцкая Г.В.

  • «…Гоголь, хотя и порывался быть добросовестным бытописателем окружавшей его ж...

    2 слайд

    «…Гоголь, хотя и порывался быть добросовестным бытописателем окружавшей его жизни, всегда в своем творчестве оставался мечтателем, фантастом…Если бы мы пожелали определить основную черту души Гоголя,… мы должны были бы назвать стремление к преувеличению, к гиперболе…»
    В.Я. Брюсов, 1909 г.

  • СодержаниеЦели и задачи проекта
Краткая биография Н.В. Гоголя
Тема фантастики...

    3 слайд

    Содержание
    Цели и задачи проекта
    Краткая биография Н.В. Гоголя
    Тема фантастики в творчестве писателя:
    I период (1829-1835 гг.)
    ٧ «Вечера на хуторе близ Диканьки»
    - повесть «Ночь перед Рождеством»
    II период (1835-1842 гг.)
    ٧ повесть «Нос»
    III период (1842-1852 гг.)
    ٧ комедия «Ревизор»
    ٧ поэма «Мёртвые души»
    Заключение
    Источники информации
    Н.В. Гоголь. Гравюра на стали Ф.И. Иордана 1857 г. с портрета Ф.А. Боллера 1841 г.

  • Цели и задачи проектаЦель данного проекта – с помощью средств ИКТ раскрыть те...

    4 слайд

    Цели и задачи проекта
    Цель данного проекта – с помощью средств ИКТ раскрыть тему фантастики в творчестве Н.В. Гоголя.
    Задачи:
    сбор материала;
    анализ и обобщение фантастических приёмов;
    зрительное представление персонажей (создание костюмов и рисунков);
    Более глубокое изучение курса ИКТ.

  • Краткая биографияБиография
Родители писателя
Родительский дом
Образовательные...

    5 слайд

    Краткая биография
    Биография
    Родители писателя
    Родительский дом
    Образовательные учреждения
    Места связанные с Гоголем

  • Биография		Родился Николай Васильевич Гоголь в местечке Великие Сорочинцы Мир...

    6 слайд

    Биография
    Родился Николай Васильевич Гоголь в местечке Великие Сорочинцы Миргородского повета Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.
                                                                                                                   
    Дом доктора М.Я Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь

  • Родители писателя		Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1...

    7 слайд

    Родители писателя
    Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи.

  • Родители писателя		Мать, Мария Ивановна Косарявская (1791-1868), из помещичье...

    8 слайд

    Родители писателя
    Мать, Мария Ивановна Косарявская (1791-1868), из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.

  • Родительский дом		Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (д...

    9 слайд

    Родительский дом
    Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером.

  • Учеба		В 1818-1819 гг. Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уе...

    10 слайд

    Учеба
    В 1818-1819 гг. Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище. С 1821 по 1828 гг. будущий писатель обучался в гимназии высших наук в г. Нежин Черниговской губернии. Здесь он познакомился с современной литературой, увлёкся театром.
    Нежинский лицей. Акварель
    О.Б. Визеля. 1830-ые гг.

  • Места связанные с ГоголемИмение Яновщина-Васильевка Миргородского уезда. Сейч...

    11 слайд

    Места связанные с Гоголем
    Имение Яновщина-Васильевка Миргородского уезда. Сейчас село называется Гоголево. В доме находится заповедник-музей Николая Гоголя.
    Нежин. В XVIII-XIX веках Нежин был одним из важнейших центров просвещения и науки в Украине. В 1820 году была основана Нежинская Гимназия высших наук. В этой Гимназии высших наук получили образование Н.Гоголь и много других выдающихся людей Украины и России. Сейчас это - один из корпусов педагогического института.

  • Места связанные с Гоголем	Санкт-Петербург.   С 1831 до 1836 года Гоголь жил в...

    12 слайд

    Места связанные с Гоголем
    Санкт-Петербург. С 1831 до 1836 года Гоголь жил в Петербурге. Это время было периодом его самой усиленной литературной деятельности.
    Рим. Гоголь в Риме был счастлив. Он провел в Италии почти десять лет. Писал из Рима: "Никогда я не чувствовал себя так погруженным в такое спокойное блаженство. Что за небо! Что за дни! Лето - не лето, весна - не весна, но лучше весны и лета, какие бывают в других углах мира. Что за воздух! Пью - не напьюсь, гляжу - не нагляжусь. В душе небо и рай! Никогда я не был так весел, так доволен жизнью".

  • Места связанные с ГоголемМосква. Гоголь, скитавшийся в зрелые годы вдали от р...

    13 слайд

    Места связанные с Гоголем
    Москва. Гоголь, скитавшийся в зрелые годы вдали от родного дома, обрёл своё последнее пристанище в Москве на Никитском бульваре в семье близких ему людей. Сегодня этот дом памятен тем, что здесь жил и умер великий писатель.

  • I первый период (1829-1835)Этот период начался с поисков своей темы, своей тр...

    14 слайд

    I первый период (1829-1835)
    Этот период начался с поисков своей темы, своей тропы в литературе. В сентябре 1831 г. вышла первая часть «Вечеров…», в 1832 г. была издана вторая часть. Открыв книгу, мы сразу погружаемся в атмосферу яркого малороссийского праздника, где реальность переплетается с фантастикой, настоящее сменяется сказочным и чудесным прошлым. Здесь мы встречаем и обычных малороссиян, и героев устного народного творчества: русалок и ведьм, колдунов и оборотней и, конечно, черта.

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки»«Вечера…» - книга фантастическая. Герои и рас...

    15 слайд

    «Вечера на хуторе близ Диканьки»
    «Вечера…» - книга фантастическая. Герои и рассказчики невероятных историй верят, что всё неизведанное пространство населено нечистью. А сами мифологические персонажи тоже «малороссияне», только живут на своей «территории», время от времени дурача обычных людей.

  • «Ночь перед Рождеством»	Так, чёрт в повести «Ночь перед Рождеством» выглядит...

    16 слайд

    «Ночь перед Рождеством»
    Так, чёрт в повести «Ночь перед Рождеством» выглядит как «настоящий губернский стряпчий в мундире». Он хватает месяц и обжигается, дует на руку, словно чиновник, случайно схвативший раскалённую сковородку. Объясняясь в любви «несравненной Солохе», чёрт «целовал её руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал…».
    Инсценировка повести «Ночь перед Рождеством»
    (костюмы выполнены своими руками, фотография обработана в Photoshop)

  • Сама Солоха, казалось бы, ведьма, а значит, старуха с носом-крючком и бородав...

    17 слайд

    Сама Солоха, казалось бы, ведьма, а значит, старуха с носом-крючком и бородавкой на лице, сгорбленная, варит зелье из лягушачьих лапок… Так нет же! Она не лишенная обаяния женщина, алчная поселянка, любящая поклонников.
    «Ночь перед Рождеством»
    Рисунок Маши Войновой

  • Второй период (1835-1842)	Второй период открывается «петербургскими повестями...

    18 слайд

    Второй период (1835-1842)
    Второй период открывается «петербургскими повестями»: «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» и «Портрет», вошедшими в сборник «Арабески». Эти произведения связали два периода творческого развития писателя: в 1836 г. была напечатана повесть «Нос», а завершает цикл повесть «Шинель» (1839-1841). Повести связаны местом действия – Петербургом. Гоголь создал собственный неповторимый образ северной столицы.

    Нам она представляется призрачным, страшным городом, здания которого прижимают тебя к земле, стены домов окружают со всех сторон, в каждом фонаре скрывается неуловимая усмешка, а ночью небо так темно, что не видно звёзд и луны. Петербург сводит с ума, всё в нём абсурдно. В Петербурге человек теряет индивидуальность, сливается с серой массой. Петербург у Гоголя – мир будничной фантастики.

  • «Нос»   Самая фантастическая из всех городских «историй» - «Нос».Фантастика в...

    19 слайд

    «Нос»
    Самая фантастическая из всех городских «историй» - «Нос».Фантастика в этом произведении сильно отличается от народно-поэтической фантастики в «Вечерах…». Здесь не важно, откуда взялся нос. Любое, даже самое бредовое предположение, не исключается. Но главное в другом – в «двуликости» носа. С одной стороны, это нос майора Ковалёва. Но второй «лик» носа – социальный. Образ носа – итог художественного обобщения, раскрывающий социальный феномен Петербурга. Суть повести не в том, что он стал человеком, а в том, что он стал чиновником пятого класса.
    Рисунок Маши Войновой

  • Нос для окружающих – вовсе не нос, а «штатский генерал». Чин видят, человека...

    20 слайд

    Нос для окружающих – вовсе не нос, а «штатский генерал». Чин видят, человека нет, поэтому подмена совершенно незаметна. Фантастика в повести «Нос» - тайна, которой нет нигде и которая везде, это страшная иррациональность самой петербургской жизни, в которой любое бредовое видение неотличимо от реальности.
    Инсценировка повести «Нос» (костюмы выполнены своими руками, фотография обработана в Photoshop)

  • Третий период (1842-1852)	В 1835 году возникли замыслы комедии «Ревизор» и по...

    21 слайд

    Третий период (1842-1852)
    В 1835 году возникли замыслы комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души», определившие всю последующую судьбу Гоголя-художника.
    По мнению Николая Васильевича, писатель должен быть не только художником, но и учителем. Но свою проповедь Гоголь представляет скорее в перевёрнутом виде. Он не пишет о благородных юношах. Мир «Ревизора и «Мёртвых душ» - «мир антигероев». Он окутан атмосферой тайного учительства, что писатель умело прикрывает присущим только ему юмором. «Изюминка» его творчества – переплетение фантастики и реальности, преувеличение, доведённое до абсурда.
    Гоголь, читающий «Мёртвые души». Э.А. Дмитриев-Мамонов. 1839 г.

  • Рисунок 
Маши ВойновойЧитая «Ревизора», удивляешься: «Неужели и здесь есть фа...

    22 слайд

    Рисунок
    Маши Войновой
    Читая «Ревизора», удивляешься: «Неужели и здесь есть фантастическое?» Казалось бы, в комедии нет ничего сверхъестественного. Но потом понимаешь, что гоголевский гротеск (преувеличение, близкое к фантастическому) доводит глупость Хлестакова до идеальной. Но, главное, в чём реализован гротеск писателя, это миражная интрига. Человеческая жизнь абсурдна, люди тратят её в погоне за множеством миражей, в стремлении настичь пустоту, гениально воплощенную Хлестаковым.
    Комедия «Ревизор»

  • Хлестакова трудно поймать на лжи. Он просто не задумывается о правдопод...

    23 слайд

    Хлестакова трудно поймать на лжи. Он просто не задумывается о правдоподобности своей отрывистой, необдуманной речи. Кроме того, в пьесу вводится образ Петербурга. Это ещё одни мираж – с одной стороны - вожделенный и манящий, с другой - страхоточивый. Оба этих миража обретают воплощение! Городничий вот-вот получит новое звание. Невероятный, казалось бы, выигрыш, но не стоит забывать что это всего лишь мираж. Истина постепенно проясняется, а победа превращается в поражение.
    И. И. Сосницкий в роли городничего

  • Поэма «Мёртвые души»   	В «Мёртвых душах», как и в «Ревизоре», Гоголь создаёт...

    24 слайд

    Поэма «Мёртвые души»

    В «Мёртвых душах», как и в «Ревизоре», Гоголь создаёт абсурдный художественный мир. Когда читаешь это произведение, создаётся впечатление, будто персонажи комедии утрачивают свою человеческую сущность и превращаются в пародию на возможности, заложенные в них природой.
    Кроме того, в поэме Николай Васильевич вновь использует миражную интригу. И, в самом деле, путешествие Чичикова – бесконечная погоня за миражом, за пустотой, за ушедшими из жизни людьми.

  • Фантасмагория нелепостей продолжается  с первой до последней страницы. В к...

    25 слайд


    Фантасмагория нелепостей продолжается с первой до последней страницы. В книге самое невероятное прочно соединилось с реальным: не только помещикам, но и читателю чаще всего не приходит в голову мысль, что покупка мёртвых душ вообще невозможна.
    Как же к этому относятся партнёры Чичикова? Обратимся к некоторым из них.
    Мёртвые души. Канцелярия. Гравюра на дереве Е.Е.Бернардского по рисунку А.А. Агина. 1846 г.

  • Собакевич – воплощение дремучей, незыблемой прочности помещичьего укл...

    26 слайд


    Собакевич – воплощение дремучей, незыблемой прочности помещичьего уклада. Видно, что он испытывает какое-то беспокойство. С Чичиковым приходит в дом что-то тревожное, новое. Предложение Чичикова с точки зрения крепостнической помещичьей психологии вовсе не фантастично.
    Собакевич. Рисунок Маши Войновой
    Манилов. Рисунок Маши Войновой
    Что же общего между деловым Чичиковым и пародийно-праздным Маниловым? Оказывается между их внутренними мирами есть общее. У них одинаковая «приятность» обращения. Но важно другое: их роднит пустопорожнее мечтательство.

  • Заключение	Растёт мастерство писателя от сочинения к сочинению. Мы проанализи...

    27 слайд

    Заключение
    Растёт мастерство писателя от сочинения к сочинению. Мы проанализировали, как изменялись приёмы фантастики: фольклорная тема, знакомая с детства (сказки), абсурд, миражи, гротеск.
    Фольклорная тема в «Вечерах…» сменяется абсурдностью в «Петербургских повестях», в «Ревизоре» абсурдность переплетается с миражами, а в «Мёртвых душах» гротесковый приём Н.В. Гоголь доводит до необычайной высоты абсурдных миражей.

  • Источники информации http://gogol.lit-info.ru
 http://school-collection.edu.r...

    28 слайд

    Источники информации
    http://gogol.lit-info.ru
    http://school-collection.edu.ru
    Учебный комплекс по изучению творчества Н.В. Гоголя. Информационно-аналитический центр Ярославского института развития образования.
    Е.Б. Скороспелов, Н.М. Голубков, В.Е. Красовский. «Н.В. Гоголь»

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 868 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.05.2020 447
    • PPTX 4.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ревенкова Екатерина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 77922
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 283 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 846 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 473 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 319 человек

Мини-курс

Технологии и автоматизация в машиностроении

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические и психологические основы образования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе