Инфоурок Другое ПрезентацииАктуализация внутрипредметных связей на уроках литературы

Актуализация внутрипредметных связей на уроках литературы

Скачать материал
Скачать материал "Актуализация внутрипредметных связей на уроках литературы"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Актуализация внутрипредметных связей на уроках литературы1

    1 слайд

    Актуализация внутрипредметных связей на уроках литературы
    1

  • Классификация уроков литературыс позиции возможности реализации внутрипредме...

    2 слайд

    Классификация уроков литературы
    с позиции возможности реализации внутрипредметных связей в школьном историко-литературном курсе
    Современный школьный урок внутрипредметных связей
    Уроки изучения историко-биографических связей
    Модель урока
    Уроки изучения межтекстовых взаимодействий
    Модель урока
    Уроки обобщения на основе художественных универсалий
    Модель урока
    2

  • Примеры тем.УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ 1.	А.С. Пушкин и Н...

    3 слайд

    Примеры тем.
    УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
    1.А.С. Пушкин и Н. В. Гоголь: диалог художников. (Сложность взаимоотношений двух гениев русской литературы. «Пушкинская тема» в
    творчестве Гоголя. Роль Пушкина в истории создания комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души». Отзыв Пушкина на содержание
    первого тома «Мертвых душ».)

    2.И.С.Тургенев и H.Г.Чернышевский: спор о «новых людях». (Сотрудничество Тургенева и Чернышевского в «Современнике», идейное
    противостояние художников. Полемическая перекличка романов
    «Отцы и дети» и «Что делать?». Раскол в «Современнике» и окончательное размежевание либеральных писателей и представителей революционно-демократического лагеря.)

    3.Н.А.Некрасов и писатели его круга. (Журнальная деятельность Некрасова, его связи с писателями-либералами и революционерами-демократами. Идейные разногласия между Некрасовым и Тургеневым.
    Некрасовское стихотворное послание М.Е. Салтыкову-Щедрину.
    Некрасов и Н.Г.Чернышевский.)

    3

  • Примеры тем.УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ 4.	Ф.И.Тютчев и Л....

    4 слайд

    Примеры тем.
    УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
    4.Ф.И.Тютчев и Л.Н.Толстой: грани родства. (Кровные родственные связи Тютчева и Л.Толстого, их взаимный интерес к творчеству друг друга. Выступление Тютчева в защиту «Войны и мира» (стихотворение «Когда дряхлеющие силы...»). Пометы Толстого в собрании сочинений Тютчева 1886 года.)

    5.А.А. Фет и Л.Н. Толстой: художники-мыслители. (Дружба А. Фета и Л. Толстого, творческие контакты между писателями. Л. Толстой о «лирической дерзости» Фета, о яркости ряда шедевров поэта. Пси­хологические формулы «ум ума» и «ум сердца», подсказанные Л. Толстому Фетом [разработка характеров в «Войне и мире»].) К теме «А.А. Фет» (или «JI.H. Толстой»).

    6. И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой: сближение антагонистов. (Феномен «притяжения—отталкивания» в отношениях Тургенева и Л. Толстого. История ссоры между писателями в воспоминаниях А.А. Фета. Творческое взаимодействие художников: отзывы, высказывания, оценки.)

    4

  • Вопросыдля обобщения и итогового контроляВ чем сближались и в чем расходилис...

    5 слайд

    Вопросы
    для обобщения и итогового контроля
    В чем сближались и в чем расходились между собой писатели данного историко-литературного периода?
    В чем суть литературной полемики в писательской среде в этот период?
    Что роднит судьбы художников конкретной эпохи?
    Можете ли вы привести примеры различных форм творческого диалога между писателями-современниками?
    Какова, с вашей точки зрения, мера «индивидуального» и «общего» в творчестве художника определенной эпохи?
    В какой степени ему необходимо взаимодействие с собратьями по перу?

    5

  • Примеры тем.УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖТЕКСТОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙДва «Памятника» — две...

    6 слайд

    Примеры тем.
    УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖТЕКСТОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
    Два «Памятника» — две эпохи («Памятник» Г.Р.Державина и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А.С.Пушкина).
    Роль литературных имен и названий в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».
    Место и роль песен в художественной структуре «Грозы» А.Н.Островского.
    Традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?».
    Связь поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» с традициями русского фольклора.
    Пушкинские образы и мотивы в лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
    6

  • Примеры тем.УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖТЕКСТОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙПовесть Н.С.Лескова «О...

    7 слайд

    Примеры тем.
    УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖТЕКСТОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
    Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» и русские былины: тематика и стиль.
    Роль фольклорной стилизации в сатирических сказках М.Е.Салтыкова- Щедрина.
    Связь поэзии А.К.Толстого с историческим песенным фольклором.
    Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» и его художественное переосмысление в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
    Теория «разумного эгоизма» и ее пародийное переложение в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
    Литературные реминисценции в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».

    7

  • Вопросыдля обобщения и итогового контроляКакие образы, сюжеты, детали свидет...

    8 слайд

    Вопросы
    для обобщения и итогового контроля
    Какие образы, сюжеты, детали свидетельствуют о преемственности между литературой XIX и XX столетий?

    Была ли литература русского модернизма «беспочвенным» явлением? Имела ли она корни в отечественной культуре? Имеет
    ли их современный постмодернизм?

    Приведите примеры использования «чужого» текста в произведениях писателей XIX—XX веков. Чему служат различные реминисценции в художественной системе автора? Охарактеризуйте с этих позиций современную литературную ситуацию.
    8

  • Примеры тем.УРОКИ ОБОБЩЕНИЯНА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УНИВЕРСАЛИЙАрхетип «дво...

    9 слайд

    Примеры тем.
    УРОКИ ОБОБЩЕНИЯ
    НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УНИВЕРСАЛИЙ
    Архетип «двойник» («тень») и его развитие в русской классике («Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Нос» Н.В. Гоголя, «Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Обломов» И.А.Гончарова, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Черный человек» С.А.Есенина, «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова).

    Архетипическое противопоставление «космос—хаос» в русской литературе (по произведениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Ф.И.Тютчева, А.А. Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, М.А.Булгакова и др.). 

    Образ Дома, очага-пристанища в его архетипическом звучании («Обломов» И.А.Гончарова, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Вишне­вый сад» А.П.Чехова, «Белая гвардия» М.А. Булгакова, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Прощание с Матерой» В.Г.Распутина и др.).

    9

  • Примеры тем.УРОКИ ОБОБЩЕНИЯНА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УНИВЕРСАЛИЙРоль библейс...

    10 слайд

    Примеры тем.
    УРОКИ ОБОБЩЕНИЯ
    НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УНИВЕРСАЛИЙ
    Роль библейских сюжетов в художественной структуре произведений русской классики XIX—XX вв. (на материале историко-литературного курса).

    «Странствующие» сказочно-легендарные сюжеты в произведениях русской литературы XIX—XX вв. («Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Очарованный странник» Н.С.Лескова, сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Старуха Изергиль» М.Горького, «До третьих петухов» В.Шукшина и др.).

    Топос «степь» в произведениях русских писателей XIX—XX вв. («Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Степь» А.П.Чехова, стихотворения С.Есенина, «Тихий Дон» и «Донские рассказы» М.А.Шолохова).
    10

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.03.2020 151
    • PPTX 586 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гранина Валентина Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гранина Валентина Геннадьевна
    Гранина Валентина Геннадьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 96568
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе