Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«Реквием»: трагедия поэта и народа.
Автор: Богданова Олеся Юрьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 13 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова г. Тамбова
2 слайд
«Реквием» переводится как похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе – просьба о покое.
Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения
3 слайд
История создания поэмы
«Реквием» А.Ахматова работала в 1935-1940гг. и в начале 1960-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла.
В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене.
В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.
Какие факты биографии А.Ахматовой были положены в основу поэмы?
4 слайд
Анна Ахматова и Лев Николаевич Гумилёв, 1960- годы
5 слайд
«Посвящение».
Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.
Сравните эти строки со словами из Апокалипсиса «Иоанна Богослова»: «И небо скрылось, свившись в свиток, и всякая гора, И остров двинулись с мест своих».
Почему А. Ахматова использует апокалипсическую картину?
В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». С какой целью А.Ахматова включила цитату из Пушкина?
Какое местоимение использует А. Ахматова? Почему?
Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»?
Итак, кому же посвящается поэма?
6 слайд
Часть 1
Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?
Почему А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой женки?
7 слайд
В.И. Суриков. «Утро стрелецкой казни». Экспонировалось на IX передвижной выставке в марте 1881 года
8 слайд
«Я все народ себе представлял, как он волнуется. Подобно шуму вод многих», — говорил впоследствии Суриков.
Суть полотна заключается в показе того необычайного, сверхчеловеческого мужества, той непобежденной душевной силы, которыми наделены стрельцы, готовые встретить смерть. Это воистину монументальные характеры по своей несокрушимой цельности. В образах стрельцов, созданных Суриковым, зритель познает могучие силы народа, проявляющие себя в трагической обстановке. Изображение волнующейся народной толпы, в которой заметно и содержательно каждое лицо, — вот что было особой заботой художника.
Картина посвящена казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года
9 слайд
На картине два главных героя —Пётр, сидящий на коне возле Кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу со взметнувшимся языком пламени.
Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, которая зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей.
10 слайд
Вывод
Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.
11 слайд
VII-X главы
Близка ли героиня поэмы лирической героине ранней ахматовской лирики? Что изменилось вокруг и внутри поэта?
Прочтите название X главы. С чем оно связано?
Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова?
12 слайд
Распятие Христа. Новгородская икона
13 слайд
Маттиас Грюневальд. Распятие Христа
Альбрехт Альтдорфер. Распятие Христа
14 слайд
Вывод
Трагедия народа велика, оно вызывает в памяти распятие Христа.
В образе Богоматери сливаются все матери мира. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка.
Личная трагедия одной матери и одного сына становится всеобщей в пространстве России и во времени
15 слайд
Эпилог
…А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась
(Последняя с морем разорвана связь),
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов…
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Март 1940
Фонтанный Дом
16 слайд
Итоги урока
«Невольным подругам… двух осатанелых лет» посвящает А. Ахматова поэму «Реквием».
Поэт, обращаясь к истории, говорит о трагичности судьбы русского народа и его могучей силе, способной вынести тяжёлые испытания.
Масштабы трагедии расширяются обращением к образам Христа и Богоматери, к библейскому сюжету. Великая скорбь сближает лирическую героиню с образом Богоматери.
Лирическая героиня осознала своё единство с народом. В финале она говорит о монументе, который должен стать памятник материнскому страданию, который в то же время символизирует народные страдания, пронизывающие всю историю России.
17 слайд
Домашнее задание
Каким вы представляете себе памятник А. Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы?
Охарактеризуйте тематику и композицию поэмы «Реквием».
Охарактеризуйте средства художественной выразительности в поэме «Реквием».
18 слайд
Ресурсы сети интернет
http://images.yandex.ru
http://school-collection.edu.ru
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 655 383 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ваневский Анатолий Алексеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.