Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Тема урока:
5 класс
Учитель
Ольховая В.Э.
Рифма и ритм
стихотворной речи.
Способы рифмовки.
2 слайд
Задание:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
Прочитайте отрывок и поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Обратите внимание на звучание окончаний последних слов строк этого поэтического текста. Сделайте вывод.
3 слайд
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк
Задание:
Найдите рифмующиеся строки в данных отрывках поэмы. Сделайте вывод.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…
4 слайд
Ритм -
это повторение
(чередование)
ударных и безударных
слогов в строке
Ритм создаёт настроение
стихотворения, окрашивает его
единым тоном
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…
Задание:
Прочитайте два отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Обратите внимание на разный ритм этих отрывков. Определите, как ритм подчёркивает характеры героинь сказки
5 слайд
Системы
рифмовки
Перекрёстная
Парная
Опоясывающая
6 слайд
рифмуется
первая и третья,
вторая и четвёртая
стороки
Перектёстная -
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом…
Задание:
Попробуйте сами сочинить четверостишье перекрёстной рифмовкой с рифмами:
…………………..ногам
…………………. руку
…………………..очам
…………………..муку
Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.
7 слайд
Парная -
рифмуются
две строки
подряд
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой…
Задание:
Попробуйте сами сочинить четверостишье парной рифмовкой с рифмами:
…………………..дней
…………………. сыновей
…………………..глубокой
…………………..высокой
Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.
8 слайд
Опоясывающая -
рифмуются
первая и четвёртая
строки
И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Задание:
Попробуйте сами сочинить четверостишье опоясывающей рифмовкой с рифмами:
………………………..опять ………………………кручина
…………………….. причина …………………….разогнать.
Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.
9 слайд
Задание:
Найдите различные рифмовки в прочитанной сказке «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет пождет с утра до ночи, Смотрит в ноле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла.
10 слайд
Прозаическая
речь -
свободно движущаяся речь от предложения к предложению
Задание:
Подберите в учебнике
примеры прозаической
речи
11 слайд
Стихотворная
речь -
речь, подчинённая определённому порядку, ритму, строю
Подберите в учебнике
примеры стихотворной
речи
Задание:
12 слайд
Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне…»;
2. Что такое рифма и какие способы рифмовки мы встретили в отрывке поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»?
3. Покажите разницу между прозаической и стихотворной речью, приведите примеры из текстов учебника.
Сочинить стихотворение, используя один из способов рифмовки;
Подготовить выразительное чтение отрывка одной из сказок А.С.Пушкина;
Домашнее
задание:
Итог урока:
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 116 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Климятова Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
2 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.