Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«Российская грамматика» М.В.Ломоносова
Работа ученицы 10 Б класса
МБОУ СОШ№1 с.Канглы
Ажахметовой Алтынай
Учитель – Джамбулатова Л.Х.
2 слайд
М.В.
Ломоносов
«длЯ РОССИИ БЫЛО СЧАСТЬЕМ, ЧТО СТОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНЫЙ, СТОЛЬ ГЕНИАЛЬНЫЙ УМ ОКАЗАЛСЯ НАПРАВЛЕН В СТОРОНУ НАУК, НАИБОЛЕЕ НУЖНЫХ В ТО ВРЕМЯ СТРАНЕ И НАРОДУ»
б.В. ШЕРГИН
3 слайд
Тернистый путь ученого к науке
4 слайд
«Российская грамматика» впервые была опубликована в 1757 году.
5 слайд
Композиция «Российской грамматики»
«Российская грамматика» состоит из шести «наставлений», в которых Ломоносов излагает свои взгляды
на теорию;
историю языка;
описывает учение о частях речи, называя их «частями человеческого голоса»;
учение о звуках русской речи;
синтаксис словосочетания.
6 слайд
Основные методы изучения языкового материала
1) сравнительно-исторический метод;
2) функционально-стилистический метод;
3) нормативно-описательный метод;
4) метод социально-речевых оценок.
7 слайд
Сравнительно – исторический метод
В «Российской грамматике» постоянно сравниваются слова, фразеологизмы и грамматические формы русского, польского, чешского, сербского и других славянских языков. Ломоносов сопоставляет структурные особенности славянских языков с другими языками индоевропейской семьи.
8 слайд
Функционально – стилистический метод
Ломоносов обращается уже к другой проблеме – проблеме описания структуры нового литературного языка и его функционально-речевых разновидностей. Ученый выясняет, как в результате сложных процессов взаимодействия между системами книжнославянского и русского языков, начавшихся со второй половины XVI- начала XVII века, эти близкородственные стихии перестают быть отдельными языками и создают единый литературный язык на общерусской народно-речевой основе с функциональными разновидностями, которые он называет «штилями», - высокий, средний и низкий «штили».
9 слайд
Нормативно – описательный метод
Описание норм, по мысли Ломоносова, должно быть построено на внимательном изучении характера речевого употребления говорящих по-русски. Ломоносов вскрывает диалектическую зависимость между употреблением и нормой, отраженной в грамматике. Грамматика, считает он, должна строиться на изучении речевого опыта говорящих и пишущих по-русски.
10 слайд
Исследовательский метод
По мысли ученого, следование социально-речевым оценкам, которые выявляются из общего опыта хорошо говорящих по-русски и корректируются грамматикой, дает возможность создавать представление о «правильном российском штиле». Ломоносов обосновывает этот выбор. Поэтому он постоянно указывает, какое употребление «приличнее» или «пристойнее», «приличнее положить» или «пристойнее места взять». В пестрой картине советов и рекомендаций, существовавших в речевой практике послепетровского времени, авторитетные грамматические предписания Ломоносова имели жизненно важное значение для нормализации нового литературного языка.
11 слайд
О вы, которых ожидает
Отечество из недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне одобрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
М. В. Ломоносов
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 642 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Маленко Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.