X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Ширина px

Вы можете уменьшить размер презентации, указав свой размер!

А.С. Пушкин «Борис Годунов»: Сцена в Чудовом монастыре 7 класс

Урок литературы в 7 классе. МОУ СОШ с. Базарная Кеньша Савенкова Елена Дмитри...
Цели: дать обзор драмы «Борис Годунов»; познакомить учеников с фрагментом дра...
I. Проверка домашнего задания.   1. Выразительное чтение баллады и чтение фра...
Борис Годунов. Портрет работы неизвестного художника из книги XVII века «Коре...
Здесь в 1591 г. произошли страшные события. тайна которых не разгадана до сих...
Возможно. он имел какие-то связи с оппозицией Годунову в боярской среде. Изве...
Прочитайте статью учебника «Пушкин – драматург». Ответьте на вопросы: К какой...
Прочитайте статью теоретического справочного раздела учебника (стр.287-288) С...
V. ЧТЕНИЕ ФРАГМЕНТА «СЦЕНА В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ» VI. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. ХАРТИЯ ...
Вопросы по образу Пимена: - С помощью каких средств автор рисует образ летопи...
Вопросы по образу Отрепьева. - Можно ли назвать сон Григория вещим? - Как сон...
ПИМЕН Пимен воспринимает свой труд как «…долг, завещанный от Бога», понимает ...
VIII. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ Ответим на вопросы №№ 1-4 учебника (стр. 94). Задани...
IX. ИТОГ УРОКА «Борис Годунов» - пьеса не только о личной трагедии царя. Но и...
МУСОРГСКИЙ, МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ (1839–1881), русский композитор. Родился 9 (21) м...
Класс
Автор

А.С. Пушкин «Борис Годунов»: Сцена в Чудовом монастыре 7 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Урок литературы в 7 классе. МОУ СОШ с. Базарная Кеньша Савенкова Елена Дмитриевна

2 слайд

Цели: дать обзор драмы «Борис Годунов»; познакомить учеников с фрагментом драмы; углубить представление о драматических жанрах; развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников. Методические приёмы: рассказ учителя, реализация межпредметных связей с историей, выразительное чтение, словарная работа, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста. Оборудование урока: иллюстрации к драме «Борис Годунов», словари. МОУ СОШ с. Базарная Кеньша Савенкова Елена Дмитриевна

3 слайд

I. Проверка домашнего задания.   1. Выразительное чтение баллады и чтение фрагмента баллады «Песнь о вещем Олеге» наизусть. 2. Устный рассказ на тему: «Памятник одному из героев «Песни…» МОУ СОШ с. Базарная Кеньша Савенкова Елена Дмитриевна

4 слайд

Борис Годунов. Портрет работы неизвестного художника из книги XVII века «Корень Российских государей» Трагедия «Борис Годунов» создавалась как воплощение мысли Пушкина об «истинном романтизме», т.е. о таком описании жизни, которое сегодня принято называть реализмом. Пушкин воплотил себя не только как поэт, но и как историк. В 1584 году умер русский царь Иван Грозный. На престол взошёл его сын Фёдор, отличавшийся кротким нравом, благочестием, не обладавший большими интеллектуальными способностями и очень мало походивший на роль правителя огромной страны, разорённой опричным террором и продолжавшейся четверть века войной за земли в Прибалтике. Подлинным правителем стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов, на сестре которого был женат Фёдор Иоаннович. После Ивана Грозного остался ещё один сын, маленький царевич Димитрий, который вместе с матерью был отправлен в горд Углич на Волге. МОУ СОШ с. Базарная Кеньша Савенкова Елена Дмитриевна

5 слайд

Здесь в 1591 г. произошли страшные события. тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (или, как тогда говорили «падучей»), играя с ребятишками в «ножички». неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом. По крайней мере так гласила официальная версия. По стране поползли слухи, будто в смерти Димитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц. После того, как в 1598 г. царь Фёдор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как искушенный и умелый правитель, был избран на царство. Многие сильные люди оказались, однако, недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому же царствование Бориса Годунова оказалось несчастливым. Из-за трёх неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, там и тут вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова. В 1603 году до Москвы дошёл новый слух. вскоре подтвердившийся. что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Димитрия. Проведённое расследование показало, что человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля (ныне разрушен). Находясь здесь, Григорий Отрепьев мог хорошо сориентироваться в политической обстановке.

6 слайд

Возможно. он имел какие-то связи с оппозицией Годунову в боярской среде. Известно, во всяком случае, что он был как-то близок к Романовым. Как написал В.О. Ключевский, «Лжедмитрий был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве». С начала XIX века в России резко возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, старшего друга А.С. Пушкина. Его многотомный труд Пушкин хорошо знал и высоко ценил. Он не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по сути, с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошёл после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы. Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления Бориса Годунова. Нам предстоит прочесть одну из сцен этого произведения, в которой мы познакомимся с двумя персонажами трагедии: Григорием Отрепьевым, будущим Димитрием Самозванцем, и старцем Пименом, монастырским летописцем. Григорий. Художник Е. Кибрик. 1959–1963

7 слайд

Прочитайте статью учебника «Пушкин – драматург». Ответьте на вопросы: К какой теме обращается А.С. Пушкин в драме «Борис Годунов»? Почему слова Пимена о Борисе воспринимаются как отзвук грозного «мнения народного»? Что пишет о Борисе Годунове литературовед Г. Фридлендер? Какие черты характеры положены у Пушкина в основу образа Самозванца? Кто такой патриарх? ( запишите в словари толкование этого слова.

8 слайд

Прочитайте статью теоретического справочного раздела учебника (стр.287-288) Сопоставьте определения трагедии в словаре литературоведческих терминов, в словаре юного филолога, в словаре учебника (стр.284). Выпишите определения драмы, драматургии и трагедии в словарик. ДРАМА – ( гр. drama - действие) – один из четырёх литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературных произведений в форме сценического воплощения (спектакля). В другом значении термин «драма» обозначает один из жанров драматургии (в отличие от комедии и трагедии). ДРАМАТУРГИЯ – собирательное название всех литературных произведений, предназначенных для сценического воплощения в театре. ТРАГЕДИЯ – ( гр. tragodia - буквально «козлиная песнь») – вид драмы, противоположный комедии. Драматический жанр, который строится на трагическом (изначально неразрешимом) конфликте между героем и обстоятельствами или на столь же неразрешимом конфликте внутренних побуждений в душе героя.

9 слайд

V. ЧТЕНИЕ ФРАГМЕНТА «СЦЕНА В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ» VI. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. ХАРТИЯ – старинная рукопись, документ. ВЕЧЕ – в Древней Руси собрание горожан. ДЬЯК – в Древней Руси должностное лицо, ведущее дела какого-нибудь учреждения. ПРИКАЗ – в Московском государстве 16-17 веков учреждение. КРОМЕШНИКИ – здесь опричники. (по старинным понятиям, грешники, чьи души после смерти будут помещены в ад). ИГУМЕН – настоятель монастыря. АЛКАТЬ – сильно желать. ОБЕТ – торжественное обещание, обязательство. СХИМА – монашеский чин, налагающий самые строгие правила. ЗАНЕ – потому что, так как. Найдите в словаре (Даля или Ожегова) или вспомните определение архаизмов: днесь, присно, смирять, отрок, инок, келья, сетовать, ратный, блаженство, клобук, чернец, послушанье.

10 слайд

Вопросы по образу Пимена: - С помощью каких средств автор рисует образ летописца? - Как характеризуют Пимена его собственные слова? - Как Пимен относится к своему труду летописца? - Свойственны ли были Пимену в молодости грехи? - Можем ли мы кратко восстановить биографию Пимена? - Какое событие изменило судьбу Пимена? - Как Пимен относится к Григорию? - Как характеризует Пимена отношение к Григорию? - Как характеризуют Пимена раздумья и размышления Григория? - Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»? - Каковы особенности речи летописца? - Только ли царей винит в преступлениях Пимен? - Чем для вас интересен облик и характер летописца? Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Художник А. Земцов. 1895

11 слайд

Вопросы по образу Отрепьева. - Можно ли назвать сон Григория вещим? - Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы? - Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола Димитрия - Какими чувствами проникнуто его отношение к прошлой блестящей жизни Пимена при дворе Ивана Грозного? - Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений - Как Григорий оправдывает своё желание стать самозванцем?   Григорий. Художник В. Фаворский. 1944–1955

12 слайд

ПИМЕН Пимен воспринимает свой труд как «…долг, завещанный от Бога», понимает необходимость сохранения памяти: «Да ведают потомки православных/ Земли родной минувшую судьбу…». С тех пор как Пимен стал свидетелем «злого дела, кровавого греха» – убийства царевича Димитрия, он «мало вникал в дела мирские». ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ Во сне Григорий видит Москву «с высоты», людей он воспринимает как обитателей «муравейника». Кроме честолюбивых помыслов, причиной, по которой Григорий решил выдать себя за наследника престола послужили слова Пимена о том, что царевич Димитрий – ровесник Григория.

13 слайд

VIII. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ Ответим на вопросы №№ 1-4 учебника (стр. 94). Задание: подтвердите текстом те черты, которые Пушкин хотел подчеркнуть в летописце: «простодушие», «умилительная кротость», мудрость и усердие. - Какие черты мы замечаем в Григории? Подтвердите текстом. - Мог ли, по-вашему, автор симпатизировать им? - Как выражается отношение автора к своим героям и самозванству? - Иллюстрации к каким эпизодам видите вы на экране, прокомментируйте их.

14 слайд

IX. ИТОГ УРОКА «Борис Годунов» - пьеса не только о личной трагедии царя. Но и народа. Ввергнутого по его вине в пучину бед и испытаний. Прослушаем музыкальную иллюстрацию – фрагмент оперы Мусоргского «Борис Годунов» (сведения о композиторе на следующей странице) Келья в Чудовом монастыре. Художник В. Шухаев. 1924

15 слайд

МУСОРГСКИЙ, МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ (1839–1881), русский композитор. Родился 9 (21) марта 1839 в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Мусоргский рано проявил музыкальные способности.. Однако, следуя семейной традиции, поступил в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1856. Став офицером гвардии, приобрел известность и как талантливый музыкант-любитель – пианист и композитор; вскоре Мусоргский познакомился с М.А.Балакиревым и начал брать у него уроки композиции . В 1858 Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке. В течение 1860-х годов появился ряд его выдающихся произведений – замечательные песни и романсы для голоса с фортепиано. Крупным сочинением Мусоргского, законченным в 1869, стали семь сцен по трагедии Пушкина Борис Годунов. Эта первая редакция Бориса Годунова была отвергнута императорской сценой, что побудило Мусоргского радикально переделать оперу, введя в нее целый «польский» акт и новый финал – народный бунт, а также во многом изменить и другие сцены. Вторая редакция Бориса Годунова (1872) была поставлена в Мариинском театре 8 февраля 1874.