Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
ОТЦЫ И ДЕТИ
2 слайд
Как общественно-политическая борьба в России 60-х годов XIX века повлияла на идейно-художественное своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Федорова Сания Алексеевна
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №18»
3 слайд
«Ну и досталось же ему за Базарова...» Ф.М.Достоевский
Роман был опубликован в 1862 году в журнале «Русский вестник»
Он вызвал такую бурю, какую не вызывала ещё ни одна книга
4 слайд
Кто и что писал о романе
М.А.Антонович: Базаров – «карикатура» на молодое поколение, «чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом» роман скучный, художественно несовершенный
Д.И.Писарев: Базаров – художественно воплощенная мечта о могучем деятеле- реформаторе
5 слайд
И ещё…
Хлестали без стеснения. “Иуда, дурак, осёл, гадина, плевательница — это самое меньшее, что обо мне говорилось”, — писал Тургенев. Это он говорит о том самом письме, где сказано, что Базаров был задуман “героически идеализированным”.
6 слайд
И ещё…
На студенческих собраниях по поводу «Отцов и детей» Тургенева обвиняли, что он в искаженном свете представил молодое поколение в образе Базарова
Споров было много, полемика была бурная, роман ругали и демократы и аристократы
В чем причина этого?
7 слайд
Писатель - провидец
Тургенев с присущей ему социальной остротой уловил и развернул основной конфликт кризисной, революционной эпохи – бескомпромиссную борьбу революционеров- демократов с либералами
8 слайд
О времени создания романа
В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права
В ходе подготовки реформы четко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов-разночинцев
9 слайд
Демократы-разночинцы
РАЗНОЧИНЕЦ –
в дореволюционной России: выходец из непривилегированных сословий, из мелкого чиновничества, занимающийся умственным трудом, обычно носитель демократической идеологии. Писатели-разночинцы.
10 слайд
Какие они?
“Каждый… должен был все свои способности отдавать естествознанию. Все были загипнотизированы великим значением этой науки. “( из воспоминаний современника)
Не удивительно, что Тургенев сделал своего героя медиком и заставил его работать над серьезными опытами по изучению различных закономерностей строения организмов.
11 слайд
Их убеждения
Они категорически не принимали всего того, что было присуще аристократизму, вплоть до манеры одеваться и поведения в обществе
Они считали, что искусство и другие проявления духовной жизни могут тормозить движение вперед
Вспомните, как одет Базаров, как он себя ведет .( 1-5 главы)
12 слайд
Познакомимся со словом
Кого называют нигилистом?
НИГИЛИСТ –
1) Сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничество.
2) Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически
13 слайд
Прототипы Базарова
В письме к К.К.Случевскому из Парижа от 14 апреля 1862 года Тургенев называет истинных «отрицателей», лидеров демократического движения.
В их учениях демократы-разночинцы черпали материал для своих теорий, для построения политических и эстетических программ
14 слайд
«Отрицатели, или нигилисты»
Добролюбов Н.А. (1836-61), русский критик, публицист, революционный демократ. С 1857 года постоянный сотрудник журнала «Современник»
15 слайд
«Отрицатели, или нигилисты»
Чернышевский Николай Гаврилович (1828-89), писатель, литературный критик. Один из руководителей журнала «Современник».Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг.
16 слайд
«Отрицатели», или нигилисты
Белинский Виссарион Григорьевич (1811-48), русский литературный критик. Сотрудничал в журналах «Телескоп», «Отечественные записки» и «Современник»
17 слайд
И еще один нигилист
«В основе главной фигуры ,Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом молодом человеке воплотилось то, едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма»
И.С.Тургенев
18 слайд
Тургенев знал их лично
Политические и философские взгляды Чернышевского и Добролюбова послужили материалами и источниками для создания идейного облика главного героя романа
19 слайд
Великий писатель
«Сам Тургенев никогда не будет Базаровым, но он вдумался в него и понял его так, как не поймет ни один из наших реалистов», – писал Писарев
20 слайд
«Распалась связь времен…»
Время «раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян-либералов и разночинцев-демократов, отцов и детей…
21 слайд
«Отставные люди» и «наследники»
Именно принадлежность ко времени явилась источником конфликта между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым
В романе оказались лицом к лицу люди 40-х и 60-х гг. XIX века
22 слайд
Кто прав?
Как большой художник, преодолевая свои симпатии и антипатии как в изображении отцов, так и в изображении детей, он старался нарисовать верную картину жизни русского общества 60-х годов XIX века.
23 слайд
Вывод:
В романе Тургенева отражена идейная борьба между основными общественными силами в России 50-х – 60-х годов XlX столетия.
24 слайд
Список ресурсов:
Ю.В.Лебедев Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» М.: Просвещение, 1982
П.Г.Пустовойт Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» Комментарий М.: Просвещение,2002
Цитата из статьи И.С.Тургенева « По поводу отцов и детей» 1869
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 663 954 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Журавлева Любовь Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.