Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ АВТОРА В ЛИРИКЕ НАТАЛИИ БЛОХИНОЙ
Автор: КОЗЛОВА ПОЛИНА ИВАНОВНА;
МБОУ «Лицей №1», 10 «Г» класс
Руководитель:
ЛОБОДА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1»
Городская научно-практическая конференция школьников
«Юность и наука - третье тысячелетие»
СЕКЦИЯ: РУССКИЙ ЯЗЫК
2 слайд
Поэт... есть средство существования языка
Иосиф Бродский
3 слайд
Характеристики исследования
Объектом исследования является языковая личность норильской поэтессы Наталии Блохиной.
Предметом исследования являются языковые средства выражения языковой личности в её лирике.
Гипотеза заключается в следующем: исследование языковой личности позволит более глубоко раскрыть характер и мировоззрение лирической героини Наталии Блохиной.
Цель исследования – раскрыть языковую картину мира в лирике Наталии Блохиной и языковую личность автора, поэтическую индивидуальность поэтессы.
4 слайд
Задачи исследования
изучить литературу по теме исследования;
опираясь на лингвистические исследования в изучаемой области, раскрыть поэтическую специфику языкового сознания лирической героини Наталии Блохиной;
выяснить, как она связана с языковой картиной мира.
5 слайд
Характеристики исследования
В работе использовались следующие методы и приёмы: сопоставительный, текстовый анализ, элементы стилистического анализа, метод словарных дефиниций, а также общенаучные приёмы наблюдения, обобщения, описания.
Актуальность исследования определяется не внутринаучными проблемами (к их решению я ещё не готова). Она связана с практической необходимостью лингвистического анализа поэтических текстов, которую постоянно ощущает и исследователь-интерпретатор, изучающий поэтический текст на основе комплексного подхода, и школьник, «вынужденный» анализировать стихотворения, и любой читатель, стремящийся к глубокому постижению поэзии, образа автора, его индивидуальности и мировоззрения.
Научная новизна исследования выражается в следующем: языковая специфика поэтических текстов, рассмотренная на материале лирики норильской поэтессы Наталии Блохиной с позиций понятия «языковая личность», позволила глубоко раскрыть образ лирической героини, показать, как в речевой структуре стихотворений концептуализируются и выражаются субъективные и объективные представления о мире.
6 слайд
Теоретическая и практическая значимости
Теоретическая значимость работы видится в описании средств выражения языковой личности в поэтическом тексте, в том числе и имплицитных средств и в изучении их возможностей.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения его материалов на спецкурсах по обучению интерпретации поэтического текста в классах с углубленным изучением русского языка и литературы, а также на уроках литературы при изучении поэзии Красноярского края.
7 слайд
Языковая личность – это
«совокупность способностей и характеристик человека, его языковую компетенцию, обусловливающую создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, а также определенной целевой направленностью».
совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средство общения.
закрепленный преимущественно в лексической системе базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, своего рода «семантический фоторобот».
8 слайд
Уровни рассмотрения языковой личности
вербально-семантический – слова и их значения;
когнитивный – концепты;
мотивационный – высший уровень, отвечает на вопрос, с какой целью писатель использует в своем тексте именно эти слова и когниции, какую мысль автор хочет выразить и передать в тексте.
9 слайд
Определение «языковая картина мира»
система всех возможных содержаний: духовных, определяющих своеобразие культуры и менталитета данной языковой общности, и языковых, обусловливающих существование и функционирование самого языка;
представление о действительности, отраженное в языковых знаках и их значениях — языковое членение мира, языковое упорядочение предметов и явлений, заложенная в системных значениях слов информация о мире
результат отражения объективного мира обыденным (языковым) сознанием того или иного языкового сообщества
языковая картина мира, с одной стороны, есть следствие исторического развития этноса и языка, а с другой стороны, является причиной своеобразного пути их дальнейшего развития;
языковая картина мира чётко структурирована и в языковом выражении является многоуровневой. Она определяет особый набор звуков и звуковых сочетаний, особенности строения артикуляционного аппарата носителей языка, просодические характеристики речи, словарный состав, словообразовательные возможности языка и синтаксис словосочетаний и предложений, а также паремиологический багаж;
10 слайд
языковая картина мира существует в однородном своеобразном самосознании языковой общности и передается последующим поколениям через мировоззрение, правила поведения, образ жизни, запечатлённые средствами языка;
картина мира какого-либо языка является его преобразующей силой, формирующей представление об окружающем мире через язык как «промежуточный мир» у носителей этого языка;
языковая картина мира конкретной языковой общности — это её общекультурное достояние
11 слайд
«Когда любовь из плена страха вылетит…»
Когда любовь из плена страха вылетит,
оковы смерти тихо упадут…
Когда тоска-старуха неуклюжая
Забудет путь-дорогу в этот дом…
12 слайд
«Когда любовь из плена страха вылетит…»
…жарки от света солнца зацветут –
Тепло любви растопит иглы инея.
Метафоры света
13 слайд
«Успение»
Лирическая героиня Блохиной не только осознаёт, но и переживает свою связь с миром природы .
14 слайд
«Успение»
Нас призывает к мудрости планета,
она проста, бесхитростно-добра,
лишь для того, чтоб день вставал с рассветом,
чтоб «здравствуй» каждый мог сказать с утра,
чтобы однажды наши же потомки,
всей мудрости её внимая свято,
сидели под такой же сливой тонко,
нас добрым словом помянув когда-то.
«Умозаключительная» роль
15 слайд
Вид спелых сочных ягод так нежданно
Мне говорит: «Ну, рви нас, собирай!»
Диалоговый характер отношений, отражение потребности общения с природой.
16 слайд
А лес двум потерявшимся аукал,
«Найдутся ли?» - всё волновал вопрос…
Тут для кого-то Бог устроил рай! /…/
Зачем мне рай одной?..
Форма постижения
17 слайд
Горел костёр чуть видно. Вот дорога.
И - никого. Он смог меня согреть.
И было чувство, что во всём я Бога
Так просто и легко могу узреть.
Поэтическое открытие
18 слайд
«Рассыпается время на звуки…»
Рассыпается время на звуки –
И горит эта россыпь мгновений
Горьковатою песней осенней…
От звучанья сонат и сонетов,
фиолетово-радужных красок,
Что тянулись от Пасхи до Спасов,
Обозначились пятна рассвета.
И мазками на холст наносило
Время – листья осенних мелодий,
Они слышались издали вроде…
«Слышит» время
«Видит» время
19 слайд
Может, это сама неизбежность
Перекрещена с робостью чьей-то?
Сон рассветный, ты был или не был?
Что ж закат полыхает так чудно?
«Фиксация» изменчивости окружающего мира, осознание «участия» времени в духовной жизни человека и мира.
20 слайд
«Где ангел босыми ногами ступал…»
Стихающих звуков осенняя муть,
И звуки цикад лёгким ветром по коже,
И только желание скорее нырнуть
В озёрную влагу минутою позже…
И плыть, удивляясь спокойствию вод,
Как быстро закат угасает порфирный,
А пух одуванчиков рядом плывёт
Как символ мгновений, летящих над миром.
«Изображение» и «озвучивание»
времени
21 слайд
Выводы
С точки зрения психолингвистики, язык существует в той мере, в какой существует внутренний мир говорящего и слушающего, пишущего и читающего. Для лингвистической поэтики проблема человека в его отношении к языку имеет особое значение, так как речь идет не просто о носителе языка, а о художнике, творце произведения словесного искусства. Он более глубоко и более тонко чувствует мир, открывая читателям своё видение. Субъективность этого видения соотносится языковым сознанием читателя с объективностью языковой картины мира, усвоенной им как носителем национального языка. Так рождаются читательские открытия, а языковая картина мира обогащается новым содержанием.
22 слайд
При исследовании картины мира, закреплённой в поэтическом языке (языковом поэтическом сознании) Наталии Блохиной, было выяснено, что её лирическая героиня в своём видении мира, с одной стороны, выражается через традиционные в русской языковой картине мира образы, а с другой стороны, привносит индивидуальное видение мира, раскрываясь как языковая личность.
Интерес к метафорическим образованиям объясняется тем, что созданные посредством их фрагменты языковой картины мира наиболее ярко и самобытно окрашивают концептуальную модель мира в национально-культурные цвета.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 090 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Вербич Анастасия Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.