Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Творчество А.С. Пушкина. Пушкинский стиль.
Презентация подготовлена
ученицей 6 «б» класса МОУ Большемурашкинской СОШ
Немчунович Анастасией.
Консультант: учитель русского языка и литературы высшей
категории Круглова И.А.
МОУ Большемурашкинская СОШ.
Районная научно-практическая конференция.
2 слайд
Отношение писателя к языку во многом (если не во всем) определяет особенности и основные элементы его художественной системы. «Есть у нас свой язык; смелее!», – восклицал Пушкин.
Писатель учит ребёнка чувствовать запах и вкус поэзии русского народа. Пушкин будит в юных сердцах любовь к художественному слову.
3 слайд
О языке художественной прозы Пушкина можно сделать ряд выводов:
Решение Пушкиным «проблемы славянизмов».
В языке художественной прозы Пушкин избегает всего лишнего.
Передача целого комплекса понятий и эмоций через деталь, выраженную всего несколькими словами или одним словом.
Поразительно гармоничная «сплетенность» ее из разностильных элементов.
4 слайд
Исследователи выделяют такие особенности пушкинского стиля, как подчеркнутое превосходство «действия» над «описанием» (сравнительно малое количество описаний при стремительном развертывании действия) («...на глагол падает максимальная нагрузка выразительности... У Пушкина выразительность достигается глаголом в большей степени, чем эпитетом»).
5 слайд
«Каждое слово отбирается Пушкиным с максимальной тщательностью и сочетается в предложении с другими словами с максимальной точностью».
6 слайд
Там, где внимание читателя не заостряется на мелких деталях и, тем более, на эмоционально-психологических состояниях персонажей, Пушкиным используется в основном прием «общего» описания действия/состояния героя. Где необходимо передать лишь определенное положение героя в пространстве либо его «общее» эмоциональное состояние, чаще употребляются глаголы, во-первых, в их прямом значении, во-вторых, без каких-либо дополнительных смысловых оттенков (сидела, стояла, пела и т.п.).
7 слайд
Когда мы сталкиваемся с точкой зрения всезнающего автора, выбираются глаголы, насыщенные дополнительными смысловыми оттенками (зачастую передают эмоционально-оценочную характеристику персонажа) (спешила, припоминать, дуясь, не слыхала, затрепетала, прокрадывался и т.п.).
8 слайд
Когда авторская речь (или речь рассказчика) перенимает определенную повествовательную манеру, присущую тому/иному персонажу, могут широко использоваться экспрессивные слова, диалектизмы, жаргонизмы(«не слыхала», «надобно», «душенька»).
9 слайд
Не случайно, говоря о языке Пушкина, мы часто употребляем слова «гармоничный», «органический» – эти эпитеты оправдывают себя не только по отношению к индивидуальному пушкинскому словоупотреблению, но и ко всей его художественной системе.
10 слайд
Лирика Пушкина - тот принцип гармонии, стройности, полный сообразности и соразмерности всех элементов, который столь кардинально важен для Пушкина и в его лирике выступает открыто.
11 слайд
Если взглянуть на другие стороны стиля – на лексику, ритмику, на систему деталей, то увидим ту же особенность : ясное, чуткое соответствие внешних форм – внутренним, образных сил, средств – духовному, содержательному заданию. Все – мера в меру, везде – сообразность и соразмерность.
12 слайд
Почти в каждом стихотворении Пушкина есть эта внутренняя четкость композиционных средств.
Пушкин всегда в душе озабочен тем, чтобы композиция, при всей ее резкости, была именно естественной, живой, непринужденной.
13 слайд
Для пушкинской композиции нередко характерно прямое и четкое сопоставление чисто человеческого и пейзажного планов. Пушкин любит природу, любит ее и в вихре, и в покое; но неизменно природа для Пушкина – напоминание о простоте, свободе, духовном пределе в самом человеке.
14 слайд
Пушкин любит стихотворение – развернутое сравнение. Ему импонирует простота, наглядность, контрасты и действенность этой формы. Он неизменно ценит такие средства поэтики, как рефрен :
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
сравнение:
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
композиционный повтор:
На печальные поляны
Льет печально свет она.
15 слайд
«В творчестве Пушкина были выработаны и закреплены осознанные и принятые современниками и последующими поколениями общенациональные нормы русского литературного языка». Писатель учит нас чувствовать запах и вкус поэзии русского народа. Пушкин будит в наших сердцах любовь к художественному слову.
Заключение.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 655 009 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Гулькова Ксения Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.