Инфоурок Другое ПрезентацииАнализ лирического произведения

Анализ лирического произведения

Скачать материал
Скачать материал "Анализ лирического произведения"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ЗЕМЛИ РОДНОЙ  ОЧАРОВАНЬЕ…/Анализ  лирического  произведения  /

    1 слайд

    ЗЕМЛИ РОДНОЙ ОЧАРОВАНЬЕ…
    /Анализ лирического произведения /

  • Стихотворение        Небольшое лирическое произведение, в котором выражается...

    2 слайд

    Стихотворение
    Небольшое лирическое произведение, в котором выражается непосредственно чувство, возбужденное в поэте известным явлением природы или жизни.

  • План анализа лирического стихотворения 1. Название стихотворения, комментарий...

    3 слайд

    План анализа лирического стихотворения
    1. Название стихотворения, комментарий, отражающий своеобразие авторского замысла.
    2. Тема.
    3. Идея.
    4. Изобразительно - выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).

  • Виды лирических стихотворений:  -     пейзажные; 
 -   гражданские; 
 -   фил...

    4 слайд

    Виды лирических стихотворений:
    - пейзажные;
    - гражданские;
    - философские;
    - любовные.


  • Ф.И. Тютчев  Не то, что мните вы, природа –...

    5 слайд

    Ф.И. Тютчев
    Не то, что мните вы, природа – Не слепок, не бездушный лик.
    В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

  • Эпитет      Поэтическое определение, придающее  выражению образность и эмоцио...

    6 слайд

    Эпитет
    Поэтическое определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

    Золотая осень

  • Метафора  Скрытое сравнение, перенос названия одного
   предмета на другой на...

    7 слайд

    Метафора
    Скрытое сравнение, перенос названия одного
    предмета на другой на основании их сходства;
    переносное значение слова, основанное на
    употреблении одного предмета другому по
    сходству или по контрасту. Метафору всегда
    можно пересказать с помощью слов «как», «похож».
    Лишь паутины тонкий волос
    Блестит на праздной борозде.

  • СравнениеСопоставление одного явления или предмета с другим.


Пыль стояла ст...

    8 слайд

    Сравнение
    Сопоставление одного явления или предмета с другим.


    Пыль стояла столбом.
    Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике,
    утра до ночи копошились люди.
    Тополя похожи на кипарисы.

  • Олицетворение    Вид метафоры; изображение неодушевленного предмета как одуше...

    9 слайд

    Олицетворение
    Вид метафоры; изображение неодушевленного предмета как одушевленного.

    С гор побежали ручьи.
    Ветер, ветер, ты могуч…
    Тополя тревожно прошуршали.

  • Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля -И в сиянье потонулаВся см...

    10 слайд


    Солнце раз еще взглянуло
    Исподлобья на поля -
    И в сиянье потонула
    Вся смятенная земля.
    (Ф.И. Тютчев)

  • Ф.И. Тютчев    Но птички отпели,Цветы отцвели,Лучи побледнели,Зефиры ушли....

    11 слайд

    Ф.И. Тютчев
    Но птички отпели,
    Цветы отцвели,
    Лучи побледнели,
    Зефиры ушли.
    Так что же нам даром
    Висеть и желтеть?
    Не лучше ль за ними
    И нам улететь!


  • Ф.И.Тютчев
Вот пробилась из-за тучиСиней молнии струя -Пламень белый и лету...

    12 слайд

    Ф.И.Тютчев
    Вот пробилась из-за тучи
    Синей молнии струя -
    Пламень белый и летучий
    Окаймил ее края.


  • (продолжение)Чаще капли дождевые,Вихрем пыль летит с полей,И раскаты громов...

    13 слайд

    (продолжение)
    Чаще капли дождевые,
    Вихрем пыль летит с полей,
    И раскаты громовые
    Всё сердитей и смелей.

    Солнце раз еще взглянуло
    Исподлобья на поля -
    И в сиянье потонула
    Вся смятенная земля.

  • Вывод: природа в стихах Ф.И. Тютчева  живет не сама по себе. Её образы...

    14 слайд







    Вывод: природа в стихах Ф.И. Тютчева живет не сама по себе.
    Её образы нужны поэту для раскрытия внутреннего мира человека.


    В этом стихотворении описано состояние природы во время грозы. Поэт живо рисует картину её приближения.
    1 и 2 строфы - ожидание грозы,
    3 и 4 – саму грозу,
    5 строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы.
    Эпитеты создают цветовые образы:
    «зеленеющие нивы / зеленее под грозой»,
    «синей молнии струя», «пламень белый и летучий».
    Настроение понятно по строчке: «раскаты громовые всё сердитей и смелей».
    Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает динамизм, стремительность действию.

  • А.А.ФетЕль рукавом мне тропинку завесила.         Ветер. В лесу одномуШумно...

    15 слайд

    А.А.Фет
    Ель рукавом мне тропинку завесила.
             Ветер. В лесу одному
    Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
             Я ничего не пойму.

    Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
             Листья кружатся у ног.
    Чу, там вдали неожиданно слышится
             Тонко взывающий рог.

    Сладостен зов мне глашатая медного!
             Мертвые что мне листы!
    Кажется, издали странника бедного
             Нежно приветствуешь ты.

  • Вывод:   Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их "пленительными", Сал...

    16 слайд

    Вывод: Стихи Фета окружены сиянием.
    Чехов называл их "пленительными",
    Салтыков-Щедрин - " самыми искренними, свежими".

    В этом стихотворении Фет фиксирует свои впечатления от прогулки в осеннем лесу, где «шумно, и жутко, и грустно, и весело». Своё состояние он не в силах понять: «Я ничего не пойму».
    Он рад услышать тонко взывающий рог, ему «сладостен зов глашатая медного». Поэтому в конце этих строк и стоят восклицательные знаки.
    Это стихотворение будит наше воображение, мы чувствуем ветер и как «кругом все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».

  • А.Н. Майков    Уж солнца луч ложится косо...Вдали проглянула река...На тряс...

    17 слайд

    А.Н. Майков
    Уж солнца луч ложится косо...
    Вдали проглянула река...
    На тряской мельнице колеса
    Уже шумят издалека...

  • А.Н.Майков «Осень»    Кроет уж лист золотойВлажную землю в лесу...Смело топ...

    18 слайд

    А.Н.Майков «Осень»
    Кроет уж лист золотой
    Влажную землю в лесу...
    Смело топчу я ногой
    Вешнюю леса красу.
    С холоду щеки горят;
    Любо в лесу мне бежать,
    Слышать, как сучья трещат,
    Листья ногой загребать!


  • А.Н. Майков (продолжение)     Нет мне здесь прежних утех!Лес с себя тайну со...

    19 слайд

    А.Н. Майков (продолжение)
    Нет мне здесь прежних утех!
    Лес с себя тайну совлёк:
    Сорван последний орех,
    Свянул последний цветок;

  • А.Н. Майков «Осень» (окончание)
Мох не приподнят, не взрытГрудой кудрявых г...

    20 слайд


    А.Н. Майков «Осень» (окончание)
    Мох не приподнят, не взрыт
    Грудой кудрявых груздей;
    Около пня не висит
    Пурпур брусничных кистей;
    Долго на листьях, лежит
    Ночи мороз, и сквозь лес
    Холодно как-то глядит
    Ясность прозрачных небес.

  • А.Н.Майков «Осень»    Кроет уж лист золотойВлажную землю в лесу...Смело топ...

    21 слайд

    А.Н.Майков «Осень»
    Кроет уж лист золотой
    Влажную землю в лесу...
    Смело топчу я ногой
    Вешнюю леса красу.
    С холоду щеки горят;
    Любо в лесу мне бежать,
    Слышать, как сучья трещат,
    Листья ногой загребать!


  • А.Н.Майков «Осень» (продолжение)      Нет мне здесь прежних утех!Лес с себя...

    22 слайд

    А.Н.Майков «Осень» (продолжение)
    Нет мне здесь прежних утех!
    Лес с себя тайну совлёк:
    Сорван последний орех,
    Свянул последний цветок;
    Мох не приподнят, не взрыт
    Грудой кудрявых груздей;
    Около пня не висит
    Пурпур брусничных кистей;
    Долго на листьях, лежит
    Ночи мороз, и сквозь лес
    Холодно как-то глядит
    Ясность прозрачных небес.


  • Лучшие стихи А.Н. Майкова кристально чисты и свежи. В этом и заключается их...

    23 слайд

    Лучшие стихи А.Н. Майкова кристально чисты и свежи.
    В этом и заключается их характерное качество.

    В этом стихотворении преобладают восклицательные предложения, что свидетельствует об особенном эмоциональном состоянии лирического героя: его переполняет восторг и душевный трепет.
    Образность стихотворения создаётся за счёт ярких эпитетов («лист золотой», «кудрявых груздей», «прозрачных небес»), многочисленных олицетворений, цветовой гаммы стихотворения («лист золотой», «пурпур брусничных кистей», «ясность небес»).

  • А.Н.Майков «Пейзаж» Люблю дорожкою лесною,Не зная сам куда, брести;Двойной...

    24 слайд

    А.Н.Майков «Пейзаж»
    Люблю дорожкою лесною,
    Не зная сам куда, брести;
    Двойной глубокой колеёю
    Идёшь - и нет конца пути...
    Кругом пестреет лес зелёный;
    Уже румянит осень клёны,





  • А.Н.Майков «Пейзаж»(продолжение)    А ельник зелен и тенист;-Осинник желтый...

    25 слайд

    А.Н.Майков «Пейзаж»
    (продолжение)
    А ельник зелен и тенист;-
    Осинник желтый бьёт тревогу;
    Осыпался с берёзы лист
    И, как ковёр, устлал дорогу...

  • А.Н.Майков «Пейзаж» (продолжение)   Идёшь, как будто по водам,Нога шумит......

    26 слайд

    А.Н.Майков «Пейзаж» (продолжение)
    Идёшь, как будто по водам,
    Нога шумит... а ухо внемлет
    Малейший шорох в чаще, там,
    Где пышный папоротник дремлет.
    А красных мухоморов ряд,
    Что карлы сказочные, спят...
    Уж солнца луч ложится косо...
    Вдали проглянула река...
    На тряской мельнице колеса
    Уже шумят издалека...

  • «Пейзаж»         В этом  стихотворении А.Н.Майков  изобразил самое начало осе...

    27 слайд

    «Пейзаж»
    В этом стихотворении А.Н.Майков изобразил самое начало осени. Именно тогда лес поражает обилием красок.

    Поэт одушевляет природу, поэтому в стихотворении много олицетворений: «румянит осень клёны», «Осинник желтый бьёт тревогу», «папоротник дремлет» и др.
    Интересные сравнения: опавшие листья сравниваются с ковром, мухоморы – со сказочными карлами – свидетельствуют о богатой фантазии поэта.
    Обращает на себя внимание обилие предложений с многоточием. Этот знак ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами, например, волнением говорящего. Именно это чувство владеет автором стихотворения, любующимся пейзажем.

  • «Пейзаж»  и «Осень»         - это стихотворения, в которых рисуется осень. Об...

    28 слайд

    «Пейзаж» и «Осень»
    - это стихотворения, в которых рисуется осень. Оба написаны от первого лица, поэт передаёт в них своё восприятие природы.
    В отличие от других поэтов, например, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, в поэзии
    А.Н. Майкова нет сложности мысли, нет загадочности, недосказанности.

  • Приходим к выводу, что…     Эти поэты обладали удивительным даром - даром рис...

    29 слайд

    Приходим к выводу, что…
    Эти поэты обладали удивительным даром - даром рисовать словами, так же, как художники рисуют красками.

    Давайте посмотрим ещё раз рисунки учащихся к звучащим сегодня стихотворениям. (Слайды 1- 36 – по 12 рисунков от каждой группы)

  • Вывод:      Стихи нам помогают  увидеть красоту родного края, иначе понимать...

    30 слайд

    Вывод:
    Стихи нам помогают увидеть красоту родного края, иначе понимать всё живое, особенно язык природы. Поэзия - великое чудо! Но откроется оно не сразу и далеко не всякому, а только человеку чуткому и внимательному, доброму и заботливому.
    Постарайтесь же стать такими!

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 527 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.11.2020 321
    • PPTX 171.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чеботарев Сергей Андреевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чеботарев Сергей Андреевич
    Чеботарев Сергей Андреевич
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 94274
    • Всего материалов: 209

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 123 человека из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Психология семейных отношений: понимание, следствия и решения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 18 человек