Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
План лекции:
Литературно – общественная борьба второй половины 19 в..
Особенности литературного процесса второй половины 19 в..
Реализм как литературно – художественное направление.
2 слайд
Художественные открытия русской литературы IIпол.XIXв.
И мы, как Янус или двуглавый орёл, смотрели в разные стороны в то время, как сердце билось одно. А. Герцен
3 слайд
Петр Яковлевич Чаадаев
появление в московском журнале «Телескоп» «Философического письма»
(осень 1836г)
«Это был выстрел, раздавшийся в тёмную ночь; тонуло ли что-то и возвещало свою гибель, был ли это сигнал, зов на помощь, весть об утре или о том, что его не будет, - всё равно надо было проснуться».
А.И. Герцен
4 слайд
5 слайд
Западники
«Замкнутая личность
западного человека
удивляет односторонностью.
Он всегда доволен собой.
Он никогда не забывает
личных видов»
Тем не менее, западники
полагали, что именно
западноевропейский путь
– наиболее естественный
и разумный для России
Представители:
А.И. Герцен, И.С, Тургенев, В.Г. Белинский Н.Огарёв, В.П.Боткин, П.В.Анненков…
6 слайд
Как отразились их взгляды в литературе?
Западники 40-х годов усиленно развивали жанр путевого очерка, записок, посвященных путешествиям в западноевропейские страны. Эти произведения знакомили русского читателя с новейшими политическими течениями и научной мыслью Европы.
Журналы «Отечественные записки», «Современник».
7 слайд
Славянофилы
Надо освободить здоровую народную природу от вредных случайных наслоений, и тогда «мы будем продвигаться вперёд смело и безошибочно».
Отдавая должное европейской культуре, они утверждали право России на особый самобытный путь развития, в корне отличающийся от западного.
Представители:
В.И. Даль, А.С. Хомяков,
И.В. Киреевский…
8 слайд
Как отразились их взгляды в литературе?
Славянофилы придавали большое значение изучению произведений народного творчества (собирали песни, сказки, пословицы и поговорки).
Журналы «Москвитянин», «Русская беседа»
9 слайд
По
ч
в
е
н
н
и
к
и
«Почвенники» выступали против крепостного дворянства и бюрократии, призывали к слиянию образованности и её представителей с началом народным и в этом видели залог прогресса России. Они высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати.
Принимая «европейскую культуру», они одновременно обличали «гнилой Запад»
– его буржуазность и бездуховность,
отвергали революционные,
социалистические идеи и
материализм, противопоставляя им христианские идеалы.
Представители:
братья Достоевские, А.Григорьев, И.Страхов
Журналы: «Время», «Эпоха»
10 слайд
Отношение к крепостному праву
революционно-
демократическое
направление:
путь
крестьянской
революции
либерально-
просветительское
направление:
критика
самодержавия,
путь реформ
Либерализм?
Социализм?
Нигилизм?
11 слайд
Спор о роли искусства и писателя
«гоголевское»
направление
«пушкинское»
направление
Литература
должна
быть
социально
ориентирована
Главное в
творчестве –
само
творчество
«социально-
критическое
искусство»
«чистое
искусство»
12 слайд
Свое-
образие
литера-
туры
жанров,
развитие
жанра
романа
тем
в прозе
типов,
характеров
личности
самого
писателя,
его идей
критики,
журналистики,
публицистики
разнообразие
особая роль
13 слайд
Роман – ведущий жанр литературы этого периода
Идеологический, социально-психологический роман (Ф.М. Достоевский);
Социально-политический роман, «утопия»(Н.Г. Чернышевский);
Социально-философский роман (И. С.Тургенев);
Сатирический роман, «антиутопия» (М.Е. Салтыков-Щедрин);
Роман-эпопея (Л.Н. Толстой)
14 слайд
Реализм.
(от лат.«вещественный») – художественный метод в литературе и искусстве.
Определение Ф. Энгельса: «реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах»
15 слайд
Этапы развития реализма:
Просветительский (Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, И.А. Крылов);
«Синкретический», т.е. сочетающий реалистические и романтические мотивы (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов);
Критический, отличающийся обличительной направленностью (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский и другие писатели 2-ой половины 19в.)
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 655 366 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем МОНЕВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
8 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.