X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Ширина px

Вы можете уменьшить размер презентации, указав свой размер!

Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» и ее художественное воплощение в творчестве М.А.Врубеля и А.Г.Рубинштейна

План:
Демон (дьявол) – с греческого «клеветник», «обольститель», один из злых ангел...
В откровении Иоанна Богослова 12:9 записан текст, наиболее отчетливо характер...
Литература Живопись Музыка
Вместо зрительного портрета Лермонтов использует ассоциативно-цветовые характ...
Многое в жизни взаимосвязано, иногда самым непостижимым, «демоническим» образ...
Образ Демона в творчестве Врубеля. В 1856 году, когда через 15 лет после гибе...
.
Картина «Демон сидящий» никого не может оставить равнодушным, она заставляет ...
Опера Рубинштейна Демон. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»оказала огромное влияние...
Что же явилось для композитора главным в образе Демона? Рубинштейн воспринима...
Хотя опера Рубинштейна и не передает в полной мере мятежный дух гениальной по...
Вывод: В разных сферах искусства: живописи, музыке и литературе, нашел свое о...
Использованная литература 1.История русской литературы. В 4 томах. Т. 2. От с...
Класс
Автор

Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» и ее художественное воплощение в творчестве М.А.Врубеля и А.Г.Рубинштейна

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

2 слайд

План:

3 слайд

Демон (дьявол) – с греческого «клеветник», «обольститель», один из злых ангелов последовавших за сатаной против Бога; старается обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые желания.

4 слайд

В откровении Иоанна Богослова 12:9 записан текст, наиболее отчетливо характеризующий демонов: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый Диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». Библия отмечает, что демоны являются падшими ангелами – ангелами, которые вместе с Люцифером восстали против Бога. Падение сатаны с небес описано в книгах Исаии 14:12 – 15 и Иезекииля 28:12 – 15. В Откровении говорится, что сатана забрал с собой треть ангелов, когда согрешившие ангелы. Поэтому, вероятно, что демоны – это ангелы, последовавшие за сатаной в грехе против Бога.

5 слайд

Литература Живопись Музыка

6 слайд

7 слайд

Вместо зрительного портрета Лермонтов использует ассоциативно-цветовые характеристики космического фона, на котором является Демон: «в лазурной тишине чернея...», «мрак полночи голубой»,бездна со «следом кровавым»,багровые всполохи вихря, одетого «молнией и туманом»,лиловая темнота «громовых туч».Мрачные краски, на фоне которых дан Демон, вызывают у читателей чувства страха, опасности, предвещают зло, кровь, смерть.

8 слайд

Многое в жизни взаимосвязано, иногда самым непостижимым, «демоническим» образом. Это утверждение в полной мере относится к двум величайшим личностям русской культуры — поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову и художнику Михаилу Александровичу Врубелю. Общее, что их связывает и объединяет, - образ Демона, однажды вошедший в их творческое сознание и не покинувший мастеров до самой смерти.

9 слайд

10 слайд

Образ Демона в творчестве Врубеля. В 1856 году, когда через 15 лет после гибели М.Ю.Лермонтова впервые была напечатана его поэма «Демон»,в Омске, в семье военного юриста, родился Михаил Врубель. Необычайно одаренный мальчик, он с детства был увлечен русской литературой. В 1891 году к 50-летию гибели великого поэта фирма Кушнерева готовила к изданию собрание сочинений Лермонтова. Иллюстрации к этому собранию предложено было выполнить известнейшим русским художникам, в их числе и был Врубель.

11 слайд

.

12 слайд

Картина «Демон сидящий» никого не может оставить равнодушным, она заставляет зрителей вглядываться, вдумываться, откликаться. Врубель работал над этим полотном с маниакальной исступленностью, по двадцать часов в сутки. Он считал его главным своим творением, называл иконой. Когда картина была уже выставлена, Врубель ежедневно приходил на вернисаж и дописывал ее. Образ Демона волновал творческое сознание художника М.А.Врубеля более 20 лет. Итогом многолетних размышлений, поисков, титанической работы воображения стали великолепные иллюстрации, замечательные картины, многочисленные наброски.

13 слайд

14 слайд

Опера Рубинштейна Демон. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»оказала огромное влияние на многих композиторов. На ее сюжет написаны опера Б.Фитингофа-Шеля «Тамара»,музыкальная картина «Демон»П.Бларамберга, третья симфония «Демон» Э.Направника, одноименный балет С. Цинцадзе. Но самым лучшим воплощением лермонтовского произведения по праву считается опера Антона Григорьевича Рубинштейна. Любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова проходит через всю жизнь композитора.

15 слайд

Что же явилось для композитора главным в образе Демона? Рубинштейн воспринимает его как романтического героя, посмевшего бросить вызов обществу и самому Богу. Поэтому он одинокий страдалец. Свое художественное внимание композитор заострил на лирической стороне сюжета поэмы — на взаимоотношениях Демона и Тамары. Демон Рубинштейна в большей степени человек, чем злой дух, как это изображено у Лермонтова.

16 слайд

Хотя опера Рубинштейна и не передает в полной мере мятежный дух гениальной поэмы, музыка завораживает слушателя невероятной красотой мелодий и яркой инструментовкой. Опера была написана в 1871 году, но ее долго запрещала к постановке театральная цензура, ведь в православной России произведение с таким названием могло вызвать существенные нарекания со стороны синодальных чиновников. Лишь в 1875 году опера была с успехом поставлена в Петербурге, а потом и в Москве.

17 слайд

18 слайд

Вывод: В разных сферах искусства: живописи, музыке и литературе, нашел свое отражение образ Демона. Такие великие люди, как Лермонтов, Врубель и Рубинштейн по разному описали свое видение этого героя. Опираясь на лермонтовского Демона, Врубель и Рубинштейн передали свое восприятие героя. Сравнивая трех знаменитых Демонов, нельзя выделить из них лучшего, ведь каждый творец вложил в своего героя душу и жизнь.

19 слайд

Использованная литература 1.История русской литературы. В 4 томах. Т. 2. От сентиментализма к романтизму и реализму. - Л. 1981. 2.Касаткина В. Бесконечный поединок Добра со Злом // Литература. - 2000. - №17. 3.Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. - Спб., 2000. 4.Скрябина Т. «В пространстве брошенных светил...» // Литература. - 2001. - №31. 5.Дмитриева Н.А. Михаил Врубель: Жизнь и творчество. - М., 1988. 6.Ельшевская Г. Главная тема // Искусство. - 1999. - №20. 7.Медкова Е. Неисчерпаемость и беспредельность // Искусство. - 2005. - №21. 8.ПетроваН.В. Демон в творчестве Лермонтова и Врубеля // Литература в школе. - 2001. - №8. 9.Балашша И., Гал Д.Ш. путеводитель по операм. Кн.З. Русская и советская опера. - М., 1993. 10.Гозенпуд А.А. Краткий оперный словарь. - Киев, 1989. 11.Шедевры мировой классической музыки. - М., 2004. 12.Иллюстрированная полная библейская энциклопедия.