Инфоурок Другое ПрезентацииЗеркало эпохи

Зеркало эпохи

Скачать материал
Скачать материал "Зеркало эпохи"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Животновод

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Зеркало эпохиОбзор произведений русской советской литературы 1920–1930-х год...

    1 слайд

    Зеркало эпохи

    Обзор произведений русской советской литературы 1920–1930-х годов

    Автор: Кикавская Любовь Михайловна
    учитель русского языка и литературы
    МОУ «Озерно-Кузнецовская СОШ»

  • В стремительном движении человеческой культуры художественные ценности ми...

    2 слайд

    В стремительном движении человеческой культуры художественные ценности минувших эпох порой не только открываются скрытыми дотоле гранями содержания, обретая новое звучание и глубину, но даже «изменяют» свой жанр, как бы отделяются от события-прототипа и замысла художника. То, что задумывалось автором и утвердилось в сознании современников как интимная лирика, становится иногда в глазах потомков ярким гражданским подвигом, документальный отчет, хроника - эпосом, неистощимым источником оптимизма и гордости за человека.
    Книги А. Серафимовича «Железный поток» (1924), «Разгром» (1926) Фадеева, «Как закалялась сталь» (1933) Н. Островского, запечатлевшие в разных художественных планах и подробностях рождение нового общества, «вырастали» из документов, из реальных событий классовой борьбы, из конкретных судеб бойцов революции.




  • Александр Серафимович (1863-1949)                Серафимович  -  псевдоним...

    3 слайд

    Александр Серафимович
    (1863-1949)
    Серафимович - псевдоним ( настоящая фамилия Попов ). Русский новеллист, один из основоположников советской литературы.
    Приветствовал Февральскую и Октябрьскую революции 1917 г.
    Как военный корреспондент "Правды" Александр Серафимо-вич был на многих фронтах Гражданской войны 1918- 1920.
    Наиболее известен как автор романа "Железный поток».
    Награжден Сталинской премией (1943), орденом Ленина, 2 другими орденами.


  • Главным результатом писательской жизни Александра Серафимови...

    4 слайд


    Главным результатом писательской жизни Александра Серафимовича стал роман "Железный поток" (1924) - одно из классических произведений советской литературы, в основу которого положен исторический факт - героический поход Таманской армии (1918) под командованием Е. И. Ковтюха.
    В центре романа - обобщённый образ народных масс, проходящих через горнило революции. В 30-е гг. писатель опубликовал серию очерков о коллективизации сельского хозяйства "По донским степям" (1931), работал над автобиографическим произведением. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 престарелый Серафимович побывал на фронте и снова взялся за перо публициста.

  • Роман  «Железный поток»      Действие романа происходит после револ...

    5 слайд










    Роман «Железный поток»

    Действие романа происходит после революции 1917 года, во время гражданской войны. Огромный людской поток — не то табор переселенцев, не то армия — входил в казацкую станицу. Казаков ни одного, только женщины и дети. На кургане возле ветряков митинг. Народ кричит, бунтует, хочет расходиться, но некуда — вокруг враги. Человек с железными челюстями пытается уговорить, но на него замахиваются штыком, слышится крик: «Бей их!». Внезапно всё смолкло. Подскакал верхом человек весь в крови: «Казаки идут!». Стали выбирать командира. Выбрали железного Кожуха.
    подробнее

  • Фадеев Александр Александрович 1901 – 1956       Советский писатель.
      У...

    6 слайд

    Фадеев Александр Александрович
    1901 – 1956
    Советский писатель.
    Участник партизанского движения против Колчака и войск интервентов (1919 - 1920), после разгрома Колчака - в рядах Красной Армии, в Забайкалье. В 1926-32 гг. был одним из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП).
    Фадеев с юных лет принимал активное участие в революционных событиях на Дальнем Востоке. Воспитание в интеллигентной семье, общение с революционерами сформировали в нём стремление воплотить в жизнь мечту о добром “прекрасном человеке” через содействие социальному пере-устройству мира.

  • В романе описана история разгрома партизанского отряда Левинсона во время Гра...

    7 слайд

    В романе описана история разгрома партизанского отряда Левинсона во время Гражданской войны в Южно-Уссурийском крае в 1919 году.
    Замысел автора в романе «Разгром» связан с его убеждением в том, что во время гражданской войны, когда “всё враждебное сметается революцией”, а всё, “поднявшееся <…> из <…> народа, закаляется <…> развивается, — происходит огромнейшая переделка людей”. Следовательно, в романе «Разгром» Фадеев попытался воспроизвести преображение человека. В отличие от романа «Железный поток», рисующего широкую панораму движения масс, в «Разгроме» воспроизведена сложная и противоречивая психология людей, вовлечённых в водоворот событий.

    Роман «Разгром»

  • Левинсон, командир партизанского отряда, передает пакет своему ординарцу Моро...

    8 слайд

    Левинсон, командир партизанского отряда, передает пакет своему ординарцу Морозке, приказывая отвезти его к командиру другого отряда Шалдыбе, но Морозке ехать не хочется, он отнекивается и пререкается с командиром. Левинсону надоедает постоянное противоборство Морозки. Он забирает письмо, а Морозке советует “катиться на все четыре стороны. Мне баламутов не надо”. Морозка моментально передумывает, берет письмо, объясняя скорее себе, чем Левинсону, что ему нельзя без отряда, и, повеселев, уезжает с пакетом.
    подробнее

  • Поразмышляем над прочитанным…В романе Фадеева «Разгром» главный герой – кома...

    9 слайд

    Поразмышляем над прочитанным…
    В романе Фадеева «Разгром» главный герой – командир партизанского отряда большевик Левинсон. Нарисовав его внешне неприметным, автор показывает, что у такого невзрачного на вид человека оказывается железный характер, несгибаемая воля. Левинсон умеет поступать решительно, а если этого требует обстановка, идти и на крайние меры. Право на это, считает он, дает ему революция, совершаемая во имя будущего счастья людей.
    Одна из ключевых сцен, раскрывающих в романе образ Левинсона,- переход через болото преследуемого белыми партизанского отряда.
    Сопоставьте этот эпизод с легендой о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
    Почему А. Фадеев изображает своего героя в этой сцене теми же словами и красками, которыми М. Горький нарисовал романтический образ Данко? В чем смысл такой переклички названных произведений?


  • Булгаков Михаил Афанасьевич1891 - 1940Русский писатель, драматург. Родился...

    10 слайд


    Булгаков Михаил Афанасьевич
    1891 - 1940

    Русский писатель, драматург. Родился в семье профессора Киевской духовной академии. Детство и юность Булгакова прошли в Киеве.
    После окончания Киевского медицинского университета, летом 1916, он работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сначала сельской больницы (с. Никольское), затем — Вяземской городской больницы. Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в своем родном Киеве, куда возвратился в марте 1918.


  • Роман  «Белая гвардия»   В «Белой гвардии» Булгаков показывает народ и интел...

    11 слайд

    Роман «Белая гвардия»

    В «Белой гвардии» Булгаков показывает народ и интеллигенцию в пламени гражданской войны на Украине. Главный герой, Алексей Турбин, хоть и явно автобиографичен, но, в отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной службе, а настоящий военный медик, много повидавший и переживший за три года мировой войны. Он в гораздо большей степени, чем Булгаков, является одним из тех тысяч и тысяч офицеров, которым приходится делать свой выбор после революции, служить вольно или подневольно в рядах враждующих армий.
    В «Белой гвардии» противопоставлены две группы офицеров — те, кто «ненавидели большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку», и «вернувшиеся с войны в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, — отдыхать и отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь». Зная результаты гражданской войны, Булгаков на стороне вторых.
    Лейтмотивом этого романа становится идея сохранения Дома, родного очага, несмотря на все потрясения войны и революции, а домом Турбиных выступает реальный дом Булгаковых на Андреевском спуске, 13.

  • Действие романа происходит зимой 1918/19 г. в некоем Городе, в котор...

    12 слайд

    Действие романа происходит зимой 1918/19 г. в некоем Городе, в котором явно угадывается Киев. Город занят немецкими оккупационными войсками, у власти стоит гетман «всея Украины». Однако со дня на день в Город может войти армия Петлюры — бои идут уже в двенадцати километрах от Города. Город живет странной, неестественной жизнью: он полон приезжих из Москвы и Петербурга — банкиров, дельцов, журналистов, адвокатов, поэтов, — которые устремились туда с момента избрания гетмана, с весны 1918 г.
    В историческую панораму вписан рассказ о семье интеллигентов Турбиных.
    подробнее

  • Николай Алексеевич Островский (1904-1936)        Русский писатель. Участник Г...

    13 слайд

    Николай Алексеевич Островский (1904-1936)
    Русский писатель. Участник Гражданской войны; был тяжело ранен. Слепой, прикованный к постели, Островский создал роман «Как закалялась сталь» (1932-34; некоторые главы не были пропущены цензурой) — о становлении советской власти и героической жизни комсомольца Павла Корчагина (образ, в значительной мере определивший тип положительного героя литературы социалистического реализма). Роман «Рожденные бурей» (1936, не окончен) — о Гражданской войне в Зап. Украине.

  • Роман «Как закалялась сталь»&quot;Как закалялась сталь&quot; - автобиографический роман...

    14 слайд

    Роман «Как закалялась сталь»
    "Как закалялась сталь" - автобиографический роман Н. Островского о времени начала ХХ века, времени неспокойном, времени начала становления коммунизма в стране. Описанное в романе время включает первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, гражданскую войну, борьбу с разрухой, бандитизмом и мелкобуржуазными элементами, отпор партийной оппозиции, а также период индустриализации страны.
         Рассматривая роман "Как закалялась сталь" сегодня, в дни рассвета демократии, стоит отметить прежде всего, роман, как историю человека с очень тяжелый судьбой, человека, живущего в трудные для России и ее народа времена.

  • Центральный герой романа - юноша Павел (Павка) Корчагин. Павел Корчагин - наг...

    15 слайд

    Центральный герой романа - юноша Павел (Павка) Корчагин. Павел Корчагин - наглядный пример человека с твердым характером, с достоинством, переносящего все удары судьбы, ради достижения цели, воплощения своей движущей идеи. То, что идея в то время была почти у всех людей одна и не отличалась особой оригинальностью (и разумностью, как показала будущая практика): строительство коммунизма в стране, борьба за счастье народа. подробнее
    Значение романа сегодня - это в первую очередь, нравственно-воспитательное содержание. Герой романа может явиться в некотором роде, образцом для подражания молодому поколению, для формирования характера.

  • Поразмышляем над прочитанным…  Сопоставьте две сцены из книги Н. Островского...

    16 слайд

    Поразмышляем над прочитанным…
    Сопоставьте две сцены из книги Н. Островского «Как закалялась сталь». Одна из них – размышление Корчагина над могилами погибших товарищей. Другая, соседствующая с ней, - сцена посещения Павлом Корчагиным семьи брата Артема .
    Как соотносится в этих эпизодах из книги Н. Островского любовь героя к абстрактному человечеству с любовью к реальному ближнему? Какой смысл приобретают в них размышления Павла о своем родном городке: «Давно уже оторвался корнями отсюда»?

  • Андрей Платонович ПЛАТОНОВ (1899 - 1951)    Русский советский писатель, проз...

    17 слайд

    Андрей Платонович ПЛАТОНОВ
    (1899 - 1951)
    Русский советский писатель, прозаик, один из наиболее самобытных по стилю русских литераторов первой половины 20 века. Участвовал в гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 года он публиковал свои произведения, сотрудничая с рядом газет как поэт, публицист и критик. В 1920 годах сменил свою фамилию с Климентов на Платонов (псевдоним образован от имени отца писателя).

  • «чевенгур» а. Платонова — «печальная сказка о горьком человеческом опыте»Для...

    18 слайд

    «чевенгур» а. Платонова — «печальная сказка о горьком человеческом опыте»
    Для героев романа революция стала мерилом нравственности, совестью, высшим судией. Беззаветное служение революции приводит Дванова и Копенкина в Чевенгур — реальное воплощение коммунистической идеи. Здесь — конечный пункт пути всех правдоискателей А. Платонова. В этой точке становятся ненужными все пути — и пройденные, и предстоящие. Именно поэтому Чепурный, председатель чевенгурского ревкома, говорит, что в Чевенгуре — конец всей всемирной истории, что она теперь никому не нужна.

  • А. Платонов подробно описывает фантастический город Чевенгур, где коммунизм я...

    19 слайд

    А. Платонов подробно описывает фантастический город Чевенгур, где коммунизм якобы уже построен, и картина этого «рая на земле» довольно непривлекательна. Люди там ничего не делают, так как «труд способствует происхождению имущества, а имущество — угнетению», «за всех и для каждого работало единственное солнце, объявленное в Чевенгуре всемирным пролетарием». А «труд раз и навсегда объявлялся пережитком жадности и эксплуатационно-животным сладострастием...». Однако каждую субботу люди в Чевенгуре «трудились», перетаскивая с места на место сады и передвигая дома. В Чевенгуре жителей осталось совсем мало, притом одни «трудящиеся массы»: «Буржуев в Чевенгуре перебили присно, честно, и даже загробная жизнь их не могла порадовать, потому что после тела у них была расстреляна душа».

  • Через четыре года в пятый голод гнал людей в города или в леса — бывал неурож...

    20 слайд

    Через четыре года в пятый голод гнал людей в города или в леса — бывал неурожай. Захар Павлович оставался в деревне один. За долгую жизнь его рук не миновало ни одно изделие, от сковородки до будильника, но у самого Захара Павловича ничего не было: ни семьи, ни жилища. Однажды ночью, когда Захар Павлович слушал шум долгожданного дождя, он различил далекий гудок паровоза. Утром он собрался и ушел в город. Работа в паровозном депо открыла для него новый искусный мир — такой давно любимый, будто всегда знакомый, и он решил навсегда удержаться в нем.
    подробнее

  • Подведение итога обзора  В центре внимания рассмотренных нами произведений ру...

    21 слайд

    Подведение итога обзора
    В центре внимания рассмотренных нами произведений русской литературы 20–30-х годов XX столетия мы наблюдали движение народных масс, возникновение их вождей и проблемы формирования нового человека.
    Но если А.Серафимович, А.Фадеев и Н.Островский сочувственно изобразили закономерность “святого” революционного выбора народа, верили в спасительную силу вождей, в благотворительное влияние лидера и коллектива на личность, в реальную возможность преображения человека, то М.Булгаков выразил скептическое отношение к революции как опасному хирургическому вмешательству, оценил эпоху насильственных изменений как безбожное время языческих диктаторов с обязательными жертвоприношениями, массовым психозом и подавлением отдельной личности.

  • Герой Н.Островского — это жертва, которая была необходима режиму для просла...

    22 слайд

    Герой Н.Островского — это жертва, которая была необходима режиму для прославления прикрывающих его и преданных им коммунистических идеалов, для нейтрализации вредоносных распоряжений ставших у власти. Но именно он помог народу своим нравственным примером выжить в страшных условиях воплощения утопической мечты в жизнь, разрушительные последствия которого печально констатировал А.Платонов.
    Таким образом, писатели и их произведения, выбранные нами для обзора, помогают более объёмно и точно восстановить картину сложной и противоречивой революционной эпохи.

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 793 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.04.2020 380
    • PPTX 5.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Михненко Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Михненко Ирина Александровна
    Михненко Ирина Александровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83945
    • Всего материалов: 229

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

After Effects: продвинутые техники

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 416 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 47 человек

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе