Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Александр Николаевич Островский
(1823 – 1886)
Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита.
«Автобиографичекая записка»
2 слайд
Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать – у нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театром Островского».
Из письма И.А.Гончарова
3 слайд
Из истории создания пьесы «Гроза»
Литературная экспедиция по Верхней Волге
1856-1857гг.
В 1856 году Морское министерство организовало литературно-этнографическую экспедицию с целью “описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озёр и рек Европейской России”. В ней принял участие и А.Н. Островский, совершив поездку от истоков Волги до Нижнего Новгорода. В качестве исследователя драматург побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве — не случайно славу вымышленного Калинова оспаривали сразу несколько приволжских городков!
Сильный талантом художник не в состоянии был упустить благоприятный случай… Он продолжал наблюдения над характерами и миросозерцанием коренных русских людей. Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила на те из них, которые составляют честь и гордость отечественной литературы.
«Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала.
Известный театральный деятель С.А.Юрьев
4 слайд
Наружно красивый Торжок, ревниво оберегавший Новгородскую старину до странных обычаев девичьей свободы и строгого затворничества замужних, вдохновил Островского на глубоко поэтическую «Грозу» с шаловливою Варварой и художественно изящной Катерной.
Из воспоминаний друга Островского С.В.Максимова
5 слайд
«Гроза»
Две тенденции освещения традиционного уклада жизни — критическая, обличительная и поэтизирующая — в полной мере проявились и соединились в трагедии Островского «Гроза» (1859). Это произведение, написанное в жанровых рамках социально-бытовой драмы, одновременно наделено трагической глубиной и исторической значимостью конфликта.
6 слайд
“Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! …пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу… Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”.
7 слайд
Герои пьесы
Тихон
Марфа Игнатьевна Кабанова
Варвара
Савел Прокофьевич Дикой
Катерина
8 слайд
Система образов в драматическом произведении
Система образов – совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.
Пример системы образов драматического произведения
Главный герой произведения
Главная героиня произведения
Герои – антиподы главному герою
Второстепенные персонажи
Внесценические персонажи
9 слайд
Система образов драмы «Гроза»
10 слайд
«Миры» города Калинова
Мир «отцов города» (Дикой, Кабанова-Кабаниха);
Мир «детей города» (разные позиции: Тихон, Варвара, Кудряш);
Мир «странников» (Феклуша);
Мир «пришлых» - других (Борис из Москвы, Катерина до замужества);
Мир Кулигина (поэзия XVIIIвека, наука, красота природы)
11 слайд
На каком основании сгруппированы герои?
12 слайд
“А как же вы в афишке пропустили грозу?
Ведь она тоже действующее лицо”
Гроза здесь не только природное явление, но и непосредственный участник действия пьесы – действие разворачивается под звуки грома.
Гроза - символ идеи этого произведения, герои драмы характеризуются через отношение к грозе. Для одних- это предвестник бури, «голос свыше», кара небесная, людская злоба, угнетение, а для других- очищение, начало новой жизни. Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу:
«Гроза убьет!» «Не гроза это, а благодать!»
13 слайд
Смысл заглавия драмы «Гроза»
Гроза – атмосферное явление, при котором в облаках или между облаками и землей возникают сильные электрические разряды (молнии), сопровождающиеся громом.
14 слайд
Гроза
О ком- нибудь или о чем- нибудь, наводящем ужас, внушающем сильный страх;
Страх, угроза, кара, наказание;
Опасность, беда, бедствие;
О характере человека (строгий);
Грозить – предвещать дурной исход, плохие последствия
15 слайд
Проводы Тихона
16 слайд
Семья Кабановых
17 слайд
Катерина и Борис. (Сцена прощания)
18 слайд
Финал. Гибель Катерины
19 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 516 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ушакова Татьяна Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.