Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Стремление к идеалу
Тема.
«Обломов» — роман-предупреждение.
Историко-философский смысл романа «Обломов».
2 слайд
- Каким должен быть идеальный человек? Какова идеальная жизнь?.. Как на эти вопросы ответит современный человек? Что думаете об этом вы?
? Какое представление об идеале человека, идеале жизни формирует автор в своем романе?
? От каких заблуждений и ошибок стремится предостеречь Гончаров?
Основные вопросы:
3 слайд
Формируя представление об идеальных чертах русского человека, об идеальном состоянии русской жизни, автор на протяжении всего романа последовательно сопоставляет Обломова и Штольца не только как людей разных психологических типов, но и как представителей русской и немецкой национальных культур.
Характеризуя Штольца как полурусского-полунемца, автор не упускает случая сделать акцент на его немецких корнях, тем самым вписывая свои размышления о личности Штольца в контекст традиции изображения немцев в русской литературе. Вспомните: Вральман из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», гости Андрияна Прохорова в повести «Гробовщик», Германн в «Пиковой даме», Андрей Карлович в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. Трудно найти среди них в полном смысле слова положительного героя.
? Какой обобщенный образ немца формируется в высказываниях персонажей романа «Обломов»?
4 слайд
Образ немца в восприятии героев романа «Обломов»
1. В уста каких персонажей автор вложил отзывы о немцах? (1,1; 1, IV ; 1, IX ; 2,1 ; 4, VII )
2. Почему эти персонажи именно так представляют себе немцев?
Захар
Тарантьев
5 слайд
Некоторые исследователи романа «Обломов» увидели в образе Штольца только набор стереотипных черт. Так, немецкий литературовед Уте Данненманн, рассуждая о романе И. А. Гончарова, пишет:
«В этом романе герою, ленивому и ничем не интересующемуся русскому барину, противопоставляется немец Штольц. Это подвижный, деятельный, рассудительный человек. Он, получивший строгое, трудовое и практичное воспитание от отца-немца, честолюбив, целеустремлен и энергичен. Для него... важен рациональный подход к жизни, ему чужды страсти...
Немец в романе организован, трудолюбив, экономен, серьезно относится к своему делу, педантичен. В сознании русского общества такое представление превращается в штамп».
? Справедливо ли видеть в образе Штольца только воплощение типичных черт немецкого характера? Возможно ли определить характер Обломова только как набор черт, типичных для русского человека?
6 слайд
? О каких психологических чертах как о типичных чертах русского и европейского типов характера говорят философы и литературоведы? ( Кавелин «Наш умственный строй»; И. А. Ильин «Творческая идея России»;
Д. С. Лихачев «О национальном характере русских».)
Черты русского характера
Склонность к грандиозным планам, но неспособность их осуществлять, в делах нет системы, «мы вечно фантазируем, отдаемся случайной прихоти», «мы жалуемся на обстановку, на злую судьбу, а особенно на всеобщее равнодушие и безучастие», «мы слишком мало думаем».
Способность «спокойно воспринимать страдания, с достоинством переживать и терпеливо с помощью смирения, молитвы, любви, созерцания, юмора превращать их в победу, «русский народ— прежде всего народ чувства, и главный его творческий акт— акт сердца», «свободное созерцание сердцем и созерцание совестью». «Русским свойственно стремление к воле», «стремление во всем доходить до крайностей, до пределов возможного», «Черт русского национального характера очень много... каждой черте противостоят ...и другие черты: щедрости— скупость (часто неоправданная), доброте — злость (опять-таки неоправданная), любви к свободе стремление к деспотизму...»
7 слайд
_ Черты европейского типа характера
Стертая индивидуальность, недоверчивость, подозрительность ко всем проявлениям внутреннего мира, тонкость критической стороны ума, отрицательный склад ума; чрезмерное развитие личной энергии, «щепетильное и ревнивое охранение своих прав», «пытливость и смелость мысли, чрезмерное напряжение и развитие умственной деятельности».
? Если бы перед нами была поставлена цель создать коллаж из фотографий и картин, отражающий состояние души Штольца, с какой трудностью мы неизбежно столкнулись бы?
Вывод.
Создавая характеры Обломова и Штольца, автор исследует не весь комплекс типичных черт национального характера, а останавливается на самых существенных, с его точки зрения, чертах: в Обломове это леность, пассивность, погруженность в сон, в Штольце — деятельность, решительность.
8 слайд
? С какой целью автор так последовательно сближает судьбы Обломова и Штольца?
Обломов и Штольц были необходимы друг другу, они дополняли друг друга. Вероятно, сближая судьбы этих героев, автор стремился показать читателю, какой совершенный тип личности мог получиться, если бы было возможно соединить в одном человеке душевную глубину и чуткость, искренность и непосредственность Обломова и волю, собранность, целеустремленность Штольца.
? Есть ли в романе подтверждение справедливости такого предположения?(Вспомните сцену расставания Обломова и Штольца. 4, IX )
В образе Обломова легко угадываются черты, сближающие его с образами героев русских сказок. Обломов бесхитростен и простодушен, как Иванушка-дурачок, ленив и доверчив, как Емеля.
Как вы думаете, насколько глубоко в историю формирования русского национального характера уходят корни обломовского типа личности?
? Как сопоставление с героями народных сказок обогащает читательское понимание образа Обломова?
9 слайд
? О чем он мечтает? Как эти мечты характеризуют Обломова?
То, о чем мечтает Обломов (тишина, покой, счастливая семья, добрые друзья), так буднично, что, с точки зрения Штольца например, недостойно быть мечтой. Но ведь и сказочные герои (Иванушка-дурачок, Емеля) тоже не мечтают в начале сказок ни о царевне, ни о царстве. Над ними потому и смеются, что они ничего не хотят. Они просто живут... А жизнь дарит им чудо — осуществляет для них мечты множества других людей.
Так получается, что к финалу романа, даже несмотря на смерть героя, в душе читателя все же остается необъяснимое ощущение ожидания чуда.
10 слайд
Автор завершает роман сценой случайной встречи Штольца с Захаром.
? Как содержание финальной сцены романа помогает понять авторскую позицию по отношению к герою?
Захар — верный спутник Обломова, хранитель уклада и духа Обломовки. Его судьба — творение Обломовки, память о ней и приговор ей. Захар зависел от Обломова абсолютно во всем, и финал его жизни оказался трагичным: перед читателем больной, нищий старик, без дома, без близких людей, плачущий о своем барине и продолжающий боготворить его. Это один из главных итогов жизни Обломова...
11 слайд
? Чем обернулись мечтания Обломова?
Он не смог принести счастье Ольге.
Он не решился взять на себя ответственность за воспитание сына и перепоручил заботы о нем Штольцу.
Он оказался не в состоянии спасти от разорения и гибели родительский дом, и эту заботу он тоже передоверил Штольцу.
Он не сумел продлить счастье Агафьи Матвеевны...
? Но можно ли сказать, что жизнь Обломова прошла совсем впустую?
12 слайд
? Какую жизненную мудрость автор стремится донести до читателя, рассказав историю жизни Обломова ?
? Что думал о жизни сам Обломов. I, II ; I, VIII ; 2, IV
13 слайд
Домашнее задание.
Написать сочинение на одну из тем, сформулированных как основные вопросы урока.
1. Какое представление об идеале человека, идеале жизни формирует автор в своем романе?
2. От каких заблуждений и ошибок стремится предостеречь читателей автор?
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 713 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ибатуллина Лейсана Зуфаровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.