Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения начала XIX века
Презентацию подготовила
Иващенко А.В., учитель
русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 32»
города Оренбурга
2 слайд
Чацкий и Молчалин — ровесники, но тем резче между ними контраст. Каждый из них показывает один из вариантов пути, который может выбрать молодежь: путь правдоискателей и путь “бессловесных”, которые достигнут “степеней известных”.
3 слайд
Тип Молчалина — один из самых распространенных в русской литературе. Но первая встреча с этим образом происходит в пьесе “Горе от ума”. Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника — секретаря Фамусова — автор возвел в символ значительной социально-политической группы.
Молчалин стал нарицательным обозначением подлости, лакейства.
4 слайд
При первом знакомстве трудно определить настоящее лицо Молчалина.
Перед нами робкий и застенчивый молодой человек
Влюбленная Софья наделяет его массой достоинств. “Герой ее романа” “и вкрадчив и умен”, он “за других себя забыть готов”, “уступчив, скромен, тих”.
5 слайд
Так кто же такой Молчалин: смиренный скромник, неуклюжий и смешной в своем угодничестве, или преуспевающий подлец?
Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека.
С детства героя учили рабскому угодничеству перед сильными мира ( “угождать всем людям без изъятья”), поэтому он готов до гроба угождать всякому, кто “кормит и поит, а иногда и чином одарит”. Он, если надо, может принять и вид любовника “в угодность дочери такого человека”.
Лесть — главное оружие Молчалина. Он льстит всем, кто может быть полезным
6 слайд
Основы молчалинского благополучия:
-умеренность и аккуратность”,
-“не сочинитель я”,
-“в мои лета не должно сметь свое суждение иметь”,
- “ведь надобно ж зависеть от других”
В результате за несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и “три награжденья”, зачислен по архивам, сумел установить нужные связи, завязать выгодные знакомства
7 слайд
Маска смиренника быстро слетает с него, когда он говорит с теми, кого считает ниже себя.
С Лизой Молчалин старается выглядеть повесой, забыв о
робости.
Он ни во что не ставит Чацкого, поэтому позволяет себе давать последнему советы. В глазах Молчалина Чацкий — неудачник, поэтому с ним можно вести себя презрительно и снисходительно
8 слайд
Казалось бы, перед нами совершенно неприглядная и бесполезная личность, но, увы, вслед за Чацким приходится признать, что “Молчалины блаженствуют на свете”.
9 слайд
Д. Писарев писал: “Молчалин сказал себе: “Я хочу составить карьеру”, — и пошел по той дороге, которая ведет к “степеням известным”: пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй ему весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет...”
10 слайд
В конце пьесы Молчалин разоблачен, унижен, испуган. Но надолго ли?
11 слайд
Время показало, что Молчалины живучи и неуязвимы, они «возрождаются» быстро, и это печально. Подобные люди не раскаиваются, потому что не осознают глубины своего падения. А это страшно...
12 слайд
В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал "нового человека", воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.
13 слайд
Чацкий пламенно любит родину , с ее могучими силами, заветными преданиями, умом и трудолюбием. Эта подлинная любовь к родине обернулась горячей ненавистью ко всяческому рабству и угнетению народа — социальному, политическому, духовному
14 слайд
Он считает, что нужно служить "делу, а не лицам". Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, "вперить ум" в науки или посвятить себя "искусствам творческим, высоким и прекрасным", поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей.
15 слайд
А. Чацкий серьезно готовится к общественной деятельности. "Он славно пишет, переводит", — говорит о нем Фамусов и все твердит о его высоком уме. Он путешествовал, учился, читал, был в сношениях с министрами и разошелся. Нетрудно догадаться, почему: "Служить бы рад, — прислуживаться тошно".
16 слайд
Одно из главных отличительных свойств Чацкого — полнота чувств. Она проявилась и в том, как он любит, и в том, как он гневается и ненавидит. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает горяч душою. Он пылок, остер, умен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. Он являет собой воплощение доброй юности, честности, доверчивости, по-юному безграничной веры в себя и свои возможности. Эти качества делают его открытым для ошибок и уязвимым.
17 слайд
Личная драма Чацкого — его неразделенная любовь к Софье. Софья, при всех своих хороших душевных задатках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену. Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком "сочувствия живого", и уехать, увозя с собой только "мильон терзаний«:
«Ах, тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет!»
18 слайд
Чацкий —положительный герой в комедии Грибоедова. Но его нельзя назвать исключительным и одиноким. Мыслитель, борец-декабрист и романтик соединяются в нем, как они часто соединялись в ту эпоху в реальных людях и реальной жизни.
У него есть единомышленники: мы узнаем о них благодаря внесценическим персонажам (тем, о которых говорится в пьесе, но которые прямо не заняты в действии). Это, например, профессора Педагогического института, которые, по словам княгини Тугоуховской, "упражняются в расколах и безверье", это "безумные люди", склонные к ученью, это племянник княгини князь Федор, "химик и ботаник". Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколение русского общества, его лучшую часть.
19 слайд
Чацкий и Молчалин: сопоставительная характеристика
20 слайд
План сочинения «Жизненные принципы Чацкого и Молчалина».
I.Чацкий и Молчалин - два типа молодого поколения начала XIX века.
II. Сопоставительная характеристика героев:
1)происхождение;
2) воспитание;
3)особенности характера;
4)жизненные ценности;
5)отношение к фамусовскому обществу;
6)отношение к Софье.
III. Итог противостояния.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 656 269 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Полторецкая Наталия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.