Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Лев Николаевич
Толстой
«Кавказский пленник»
И как я тогда верил, что есть та зелёная палочка, на которой написано, то что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть та истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает.
Л.Н. Толстой
2 слайд
Какие рассказы Л.Н. Толстого вы знаете?
Что писатель ценит в людях, что отвергает?
Почему автор обращается к детям?
3 слайд
Автор утверждает, что люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что едины общечеловеческие нравственные ценности – любовь к труду, уважение к человеку, дружба, честность, взаимопомощь.
И напротив, зло, вражда, эгоизм, корысть по сути своей античеловечны.
Мешают же любви разного рода социальные устои, окостенелые национальные преграды , охраняемые государством и порождающие ложные ценности: стремление к чинам, богатству, карьере – всё то, что людям кажется привычным и нормальным.
Какие проблемы поднимает автор в рассказе «Кавказский пленник»?
4 слайд
Могут ли жить люди в мире и дружбе?
Что их разъединяет и что связывает?
Можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом?
В каких людях есть эти качества, а в каких нет?
5 слайд
Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина.
Жилин
Костылин
Кто первым решил ехать впереди отряда? Почему?
Хорошо понимает опасность и рассчитывает только на свою силу, ловкость, быстроту своей лошади.
Нетерпелив, безответственен, руководствуется своими прихотями, а не знаниями положения.
Захват в плен
Кто из героев храбрее?
«Только уговор – не разъезжаться». «Не дамся же живой!»
«Помутилось у него в глазах, и зашатался».
«Заместо того, чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». «Лошадь под ним стала ,и ружье осеклось».
Вывод: Жилин сопротивлялся ,но вырваться из рук врагов было невозможно.
Вывод: офицеры попали в плен из-за легкомыслия и малодушия Костылина, струсившего перед опасностью.
6 слайд
Почему Жилин, увидя предательство Костылина, подумал: «Дело плохо. Ружье уехало»?
Письмо о выкупе.
«Эх, с ними что робеть, то хуже». «Если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак». «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: «Я уйду».
«Он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют».
Вывод: Жилин понимает, что уплата выкупа может разорить мать, надеется только на себя, активно ищет выхода.
Вывод: Костылин принимает все условия своих врагов, надеется на помощь из дома. Не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам.
7 слайд
Первый месяц в плену
Высматривает, выпытывает, как ему бежать». «Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает – или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев».
«Жилин на всякое рукоделие мастер был».
«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит».
Вывод: Жилин общительный, активный, хороший мастер. Но его главная цель – совершить побег из плена.
Вывод: Костылин безволен, безразличен к окружающему, пассивен.
8 слайд
Первый побег.
«Ноги обдерешь – заживут, а догонят – убьют, хуже».
«Вставай, садись на закорки – снесу, коли уж идти не можешь».
«И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел».
«Зацепил камень ногой, загремел».
«Изрезал все ноги … отстает».
«Не дойду, не могу».
«Не могу, сил моих нет».
«Рассолодел»- ослабел, устал. «Как закричит Костылин: «Ой, больно!»
«Иди один, за что тебе из-за меня пропадать».
Вывод: занят поискамит дороги, и этой цели подчинено все его поведение: он примечает все окружающее, радуется воле, тревожится за успех побега, старается не замечать боли и усталости ;не бросает товарища в беде..
Вывод: Костылин безволен, не желает и не умеет бороться, пассивно следует за товарищем, все его мысли сосредоточены на себе. Окружающего он не видит, испытывает страх.
9 слайд
- Почему побег не удался?
Побег не удался из-за эгоизма и изнеженности Костылина. Он не чувствует ответственности перед товарищем, несдержан, нетерпелив.
- Зачем писатель противопоставляет Жилина и Костылина?
Автор показывает, как в жизни много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах одни оказываются героями, другие недостойны называться людьми.
Перед вторым побегом
«Ну Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу»
«Нет, уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?»
Вывод: несмотря на все тяготы, Жилин не потерял волю к жизни, стремление к свободе.
Вывод: Костылин отказывается от побега, не верит в себя, сдается на милость врагам.
10 слайд
Жилин и Дина.
Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе.
На территории Кавказа идет война. В.И. Даль писал: «Наступательная война – когда ведут войско на чужое государство; оборонительная – когда встречают это войско для защиты своего».
-Осуждает ли автор горцев за то, что они воюют с русскими?
Для народов, живущих на Кавказе, эта война оборонительная, горцы отчаянно сопротивляются, не пропуская русских на свою территорию, но русская армия завоевывает Кавказ и платит высокую цену жизнью многих тысяч русских солдат и офицеров.
-Почему старик в чалме озлоблен на русских?
11 слайд
- Как и почему изменилось отношение хозяина к пленникам?
Жилин вызывает симпатии и у хозяина своей храбростью и чувством человеческого достоинства, и у простых татар своим мастерством, трудолюбием, готовностью сделать хорошее людям, и у Дины, увидевшей в нем доброго и честного человека. Но после попытки побега хозяин ужесточил условия жизни.
Жилин – пленник, за которого хозяин получит выкуп, а если это не удастся, то убьёт его.
Человеческие отношения вступают в конфликт с враждой и корыстью. После побега офицеров хозяин не смеется, разговаривает с ними враждебно, грозится убить.
Вывод: Люди могли бы жить в дружбе, но этому мешает национальная рознь, приводящая к войне. Мешает и корысть.
-Кто из татар с особой неприязнью относился к пленникам?
- Каким предстает перед нами этот старик? Расскажите его историю.
12 слайд
- Какой вы представляете Дину?
-Сравните 2 портрета Дины (1.Первая встреча Жилина с Диной; 2. Последняя глава.)
Что общего в этих портретах?
-Как автор относится к Дине?
- Какие слова помогают передать симпатии к Дине?
- Как можно оценить спасение Жилина Диной?
- Почему после освобождения Жилин велит Дине отнести шест на место?
- Почему эта девочка, чьё детство было изуродовано войной, так привязалась к пленному?
13 слайд
-Что торжествует в рассказе?
В рассказе о войне торжествуют не вражда и ненависть, а доброта, душевная близость людей из враждующих лагерей.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 626 245 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Тимофеева Дарья Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.