X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Ширина px

Вы можете уменьшить размер презентации, указав свой размер!

Иннокентий Анненский

Иннокентий Анненский Мир природы и человека Автор: Ерина С.В., учитель русско...
Учитель А тот, кого учителем считаю, Как тень прошёл, и тени не оставил. Весь...
Штрихи к портрету Родился в Омске, в семье крупного чиновника. Преподавал дре...
У сборника «Кипарисовый ларец» в какой-то мере типичное для поэтов Серебряног...
Книга стихов «Кипарисовый ларец» Стихи – «жемчужины безупречного совершенства...
«Что же в русской поэзии предварял, предзнаменовал собой Анненский?» «Он обно...
Основные мотивы лирики И. Ф. Анненского Мотив двоемирия («Свечку внесли», «Му...
Задание №1 С каждым днём в искусстве слова всё тоньше и всё беспощадно-правди...
«Любите ли Вы стальной колорит, но не холодный, сухой, заветренно-пыльный, а ...
Задание №2 Сопоставьте текст письма Анненского со стихотворением «Мучительный...
Едва пчелиное гуденье замолчало, Уж ноющий комар приблизился, звеня... Каких ...
Тоска мимолетности Бесследно канул день. Желтея, на балкон Глядит туманный ди...
«Тоска мимолётности» Какой смысл имеет факт, что действие происходит в сумерк...
Задание №3 Поэзия Анненского ассоциативна. «Он действительно любит намёки, «н...
Полюбил бы я зиму, Да обуза тяжка... От нее даже дыму Не уйти в облака. Эта р...
Какая верность взгляда, и какой твёрдой рукой это написано! Но почему, наприм...
Но люблю ослабелый От заоблачных нег - То сверкающе белый, То сиреневый снег....
Использованная литература. Учебник литературы под редакцией Ю.И.Лыссого. Мате...
Класс
Автор

Иннокентий Анненский

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Иннокентий Анненский Мир природы и человека Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №3» г.Сарова Нижегородской области. 2010г.

2 слайд

Учитель А тот, кого учителем считаю, Как тень прошёл, и тени не оставил. Весь яд впитал, всю эту одурь выпил, И славы ждал, и славы не дождался, Кто был предвестьем, предзнаменованьем, Всех пожалел, во всех вдохнул томленье — И задохнулся... А.А.Ахматова (Памяти Иннокентия Анненского. 16 января, 1945) Что сказано в нём об Анненском-человеке и особенностях его поэзии?

3 слайд

Штрихи к портрету Родился в Омске, в семье крупного чиновника. Преподавал древние языки, античную литературу, русскую словесность. Был директором Царскосельской гимназии. Стихи начал печатать поздно, в начале 1900-х годов. Он выступал также как литературный критик. Книга стихов «Кипарисовый ларец» (1910) Анненского пытались «сделать своим» символисты, называли своим наставником акмеисты.

4 слайд

У сборника «Кипарисовый ларец» в какой-то мере типичное для поэтов Серебряного века, любивших оригинальные и необычные заглавия, название. Это настоящий ларец из кипарисового дерева, в котором Анненский хранил свои тетради со стихами. Но не может не звучать и символическое значение: в русской традиции кипарис понимался как дерево скорби, а согласно античной легенде в этом дереве была заключена душа юноши Кипариса, любимца Аполлона.

5 слайд

Книга стихов «Кипарисовый ларец» Стихи – «жемчужины безупречного совершенства» Круг идей поэта «остр и нов» Психологически достоверно отражены «мелочи и уколы жизни»

6 слайд

«Что же в русской поэзии предварял, предзнаменовал собой Анненский?» «Он обновил весь русский стих.» «Он менял не форму стиха, - наполнение.» «Он привёл с собой сотни небывалых эпитетов.» «Он сделал метафоры конкретикой, а конкретику жизни – символом.» «Он изменил прихотливый внутренний ритм и рисунок русского стиха.» «И, наконец, он увидел весь сумрак и ужас, который всем нам в нашем (20) веке предстоял.» (Борис Евсеев)

7 слайд

Основные мотивы лирики И. Ф. Анненского Мотив двоемирия («Свечку внесли», «Мучительный сонет»). Мотив тоски и одиночества человека, живущего в неблагополучном мире. Противопоставление мира реального миру идеальной красоты («Тоска мимолётности», «Тоска припоминания»). Мотив сочувствия и жалости к несчастным («В дороге», «Картинка»). Мотив совести, ответственности каждого за всё, что совершается при нём («К портрету Достоевского», «Старые эстонки»). Мотив неприятия буржуазного мира с его жестокостью, “рыночностью”, уподоблением человека вещи («Кулачишка»). Мотив возвышенной любви и невозможности её в этом мире («Среди миров», «Сиреневая мгла», «Смычок и струны»). Мотив мучительности творчества («Поэзия», «Поэту», «Старая шарманка»). Мотив природы, отторгнутой от жизни городского человека и страдающей от него («За оградой», «Желание жить», «Ноябрь», «Ветер»).

8 слайд

Задание №1 С каждым днём в искусстве слова всё тоньше и всё беспощадно-правдивее раскрывается индивидуальность с её капризными контурами, болезненными возвратами, с её тайной и трагическим сознанием нашего безнадёжного одиночества и эфемерности. Не то я, которое противопоставляло себя целому миру, будто бы его не понявшему, а то я, которое жадно ищет впитать в себя этот мир и стать им, делая его собою». (И.Ф.Анненский) Поэт пишет о лирическом я, которое «жадно ищет впитать в себя этот мир и стать им, делая его собою». Попробуйте объяснить эту мысль, перечитывая стихотворения «Снег», «Тоска мимолётности», «Мучительный сонет» и другие.

9 слайд

«Любите ли Вы стальной колорит, но не холодный, сухой, заветренно-пыльный, а стальной – только по совпаденью – влажный, почти парной, когда зелень темней от сочности, когда солнце ещё не вышло, но уже тучи не могут, не смеют плакать, а дымятся, бегут, становятся тонкими, просветлёнными, почти нежными? Сейчас я из сада. Как хороши эти большие гофрированные листья среди бритой лужайки, ещё эти пятна вдали, то оранжевые, то ярко-красные, то белые… Я шёл по песку, песок хрустел, я шёл и думал… Зачем не дано мне дара доказать другим и себе, до какой степени слита моя душа с тем, что не она, но что вечно творится и ею, как одним из атомов мирового духа, непрестанно создающего очаровательно-пёстрый сон бытия? Слово?.. Нет, слова мало для этого… Слово слишком грубый символ … слово опошлили, затрепали, слово на виду, на отчёте… Поэзия, да: она выше слова.» И. Анненский

10 слайд

Задание №2 Сопоставьте текст письма Анненского со стихотворением «Мучительный сонет». Что сближает письмо и стихотворение? Как и в чём их объединяет позиция автора? Что привносит в текст поэтическая интонация, музыка поэтического слова? Найдите в стихотворении все лексические повторы. Как они помогают передать душевное состояние лирического героя?

11 слайд

Едва пчелиное гуденье замолчало, Уж ноющий комар приблизился, звеня... Каких обманов ты, о сердце, не прощало Тревожной пустоте оконченного дня? Мне нужен талый снег под желтизной огня, Сквозь потное стекло светящего устало, И чтобы прядь волос так близко от меня, Так близко от меня, развившись, трепетала. Мне надо дымных туч с померкшей высоты, Круженья дымных туч, в которых нет былого, Полузакрытых глаз и музыки мечты, И музыки мечты, еще не знавшей слова... О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне, Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне! Какие детали земной жизни названы в стихотворении? — Какие знаки другого мира указаны в третьей строфе сонета? Попытайтесь объяснить образ: “И музыки мечты, ещё не знавшей слова...” — Вспомните определение сонета как стихотворной формы и скажите, как вы понимаете последние две строчки? — Можно ли сделать вывод о том, что уже в поэтике первого трилистника проявились элементы символистских и акмеистических систем?

12 слайд

Тоска мимолетности Бесследно канул день. Желтея, на балкон Глядит туманный диск луны, еще бестенной, И в безнадежности распахнутых окон, Уже незрячие, тоскливо-белы стены. Сейчас наступит ночь. Так черны облака... Мне жаль последнего вечернего мгновенья: Там все, что прожито, - желанье и тоска, Там все, что близится, - унылость и забвенье. Здесь вечер как мечта: и робок и летуч, Но сердцу, где ни струн, ни слез, ни ароматов, И где разорвано и слито столько туч... Он как-то ближе розовых закатов.

13 слайд

«Тоска мимолётности» Какой смысл имеет факт, что действие происходит в сумерках, когда луна ещё только всходит? Что вообще человек переживает в это время суток? О каком состоянии героя можно догадаться по словам: “в безнадёжности”, “уже незрячие тоскливо-белы стены”, “так чёрны облака”, “Там всё, что прожито, — желанье и тоска, // Там всё, что близится, — унылость и забвенье”. Прочитаем третью строфу. Как действуют сумерки на героя, и был ли он счастлив вечером, хотя он говорит “здесь вечер как мечта...”?

14 слайд

Задание №3 Поэзия Анненского ассоциативна. «Он действительно любит намёки, «недосказы», и поэтому опускает звенья поэтической логики. Но эти звенья почти всегда восстановимы.» Л.Гинзбург

15 слайд

Полюбил бы я зиму, Да обуза тяжка... От нее даже дыму Не уйти в облака. Эта резанность линий, Этот грузный полет, Этот нищенский синий И заплаканный лед! Но люблю ослабелый От заоблачных нег - То сверкающе белый, То сиреневый снег... И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв, Точно стада в тумане Непорочные сны - На томительной грани Всесожженья весны. «Снег"

16 слайд

Какая верность взгляда, и какой твёрдой рукой это написано! Но почему, например, снег синий? Какова здесь логика эпитета? Зима – грузная, зима – обуза, с нею трудно. Лёд – синий, обнажённый, лишённый покрова; нищ тот, кто всего лишён, предоставлен холоду. Синева льда сцеплена с нищенством. Дальнейший ход ассоциаций: нищенский – заплаканный. Но лёд заплакан, вероятно, ещё и потому, что местами подтаял и на нём проступает вода. Тяжесть и холодная обнажённость окончательно осмысляются в единстве со второй частью стихотворения. Л.Гинзбург

17 слайд

Но люблю ослабелый От заоблачных нег - То сверкающе белый, То сиреневый снег... И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв, Точно стада в тумане Непорочные сны - На томительной грани Всесожженья весны. Прочитайте три четверостишия стихотворения «Снег» и попытайтесь показать единство двух его частей, о которых говорит Л. Гинзбург. Объясните дальнейшую цепь ассоциаций образов.

18 слайд

Использованная литература. Учебник литературы под редакцией Ю.И.Лыссого. Материалы сети Интернет.