Инфоурок Другое ПрезентацииМцыри – любимый идеал Лермонтова

Мцыри – любимый идеал Лермонтова

Скачать материал
Скачать материал "Мцыри – любимый идеал Лермонтова"

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Карьерный консультант

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Мцыри – любимый идеал Лермонтова»...

    1 слайд


    «Мцыри – любимый идеал Лермонтова»
    В.Г.Белинский.
    УРОК -- ДИАЛОГ
    Цели урока:
    выявить идейное содержание поэмы «Мцыри», понять, почему Мцыри – любимый идеал поэта;
    понаблюдать за тем, как сталкиваются мировоззрение Мцыри и монаха – героев поэмы;
    выявить, что значит для Мцыри «жить»;
    развивать умение определять роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме;
    характеризовать героя произведения, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним;
    обосновывать своё мнение о героях, уметь отстаивать свою позицию в ходе диалога;
    содействовать воспитанию в учащихся чувства человеческого достоинства.

  • Вступительное слово учителяЭпиграф:      
                      Ты хочешь зна...

    2 слайд

    Вступительное слово учителя
    Эпиграф:
    Ты хочешь знать: кто я? что я?
    Я то же, что и был и буду весь мой век:
    Не скот, не дерево, не раб, но человек! А.Радищев.
    Что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В.Г.Белинский
    -- Какова хорошая книга? Ваши требования к ней? (Вопрос предлагается ученику для обдумывания до урока.)
    ( Книга – зеркало эпохи; гуманизм произведения; мост в будущее – надежда, выход.)
    -- Нам предстоит понять, отвечает ли произведение этим критериям.
    История и нравственность... Литература и нравственность.. Эти слова неотделимы друг от друга. И историка, и писателя интересуют вопросы: « О чём заботились люди в прошлом? Какой они делали выбор в сложных нравственных ситуациях?
    В жизни и в литературе, которая является отражением жизни, людям приходится решать нравственные проблемы, делать нравственный выбор, этот выбор может говорить о порядочности человека или о его подлости, о доброте или жестокости, может привести к жизни, а может к гибели. Но в любом случае играет огромную роль в жизни человека.
    Основной пафос творчества Лермонтова – это идея личности. Произведения М.Ю.Лермонтова свидетельствуют о пробуждении интереса к конкретной личности, о внимании к индивидуальному человеку и его психологическим переживаниям.
    Перед главным героем поэмы – Мцыри – стоит выбор.

  • ДиалогУтверждение учителя: 
         « Мцыри может стать монахом, изречь мона...

    3 слайд

    Диалог
    Утверждение учителя:
    « Мцыри может стать монахом, изречь монашеский обет, ведь он давно живёт в монастыре, с детских лет, он не знал другой жизни... Но он избирает другой путь: убегает из монастыря, заболевает и умирает. Я считаю, что поступок Мцыри, убежавшего из монастыря, необдуманный, безумный: покинуть ночью, в грозу, монастырь... Он юный человек, не знавший жизни, должен был остаться здесь, за стенами, которые гарантировали ему жизнь, среди монастырской братии, которая дала ему кров, пищу, а не испытывать судьбу. Словом, выбор его неправильный, он привёл его к смерти».
    -- Как объясняет сам Мцыри свой поступок? А как вы думаете?
    На основании чего вы высказываете такие мысли? ( Помогает понять Мцыри монолог.)

  • Композиция поэмы-- Как построена поэма? Какова композиция поэмы? 
         (В...

    4 слайд

    Композиция поэмы
    -- Как построена поэма? Какова композиция поэмы?
    (Вступление 2 главы, 24 гл. – лирический монолог, переполненный чувствами.) – Что такое монолог?
    (Рассказ героя о самом себе, о своём духовном мире, мыслях, чувствах.) – Почему Лермонтов основной формой произведения избрал монолог?
    ( Это дало возможность проникнуть в глубь переживаний Мцыри, показать противоречие между силами его души и обстоятельствами.)
    – Какова главная мысль монолога?
    ( «Т ы хочешь знать, что делал я на воле? – Жил!»)

  • Слово учителя-- Хочется спросить Мцыри: « А разве в монастыре он не жил? Его...

    5 слайд

    Слово учителя
    -- Хочется спросить Мцыри: « А разве в монастыре он не жил? Его вылечили, он не голодал, к нему привязался душой старый монах. Я считаю, что в монастыре он жил, он привык к этой жизни: молитвы, посты в течение многих лет. А как вы полагаете? Что значило для Мцыри «жить»? Почему монастырь для него тюрьма?»
    ( Узнать, прекрасна ли земля; близость к стихии, природе; испытать трудности, угрозу для жизни, преодолеть их; любить, испытать чувство любви к женщине; бороться с врагом, ощутить свою силу; быть рядом с родными, близкими людьми – вот что значить «жить», по мнению героя, он отстаивает свою позицию.)
    – Как вы это узнали?
    ( Из монолога, который построен так, словно Мцыри с кем-то спорит.)
    --С кем спорит герой? В чём не согласен с монахом? Какие идеи отстаивает?
    (1)жизнь в келье для монаха – норма – для Мцыри нужен мир тревог и битв;
    2) быть одиноким для монаха – Мцыри хочется сказать священные слова «отец» и «мать»;
    3) самоограничение монаха – испытать разгульной юности мечты для Мцыри.)

    Монолог Мцыри – проповедь свободы; защищая своё право на счастье, волю, он отрицает монашеские устои, законы. Не кельи душные и молитвы, а чудный мир тревог и битв; не одиночество, а отчизна, родители, друзья; не самоограничение, а полнота жизни, чувств, любовь жизненные идеалы Мцыри.

  • Ролевой ответ Что поразило Мцыри за стенами монастыря? Почему 3 дня, наполнен...

    6 слайд

    Ролевой ответ
    Что поразило Мцыри за стенами монастыря? Почему 3 дня, наполненные опасностью, страданиями, характеризуются Мцыри как 3 блаженных дня?
    ( Мощь и богатство картин природы помогают понять его восторг, упоение; гроза не знак гнева господня, а беспредельное счастье, ощущение стихии как родственной : его душа, объятая бурей переживаний, подобна грозе. Женская красота не воплощение злого начала, а высшая гармония. Оказался один на один с врагом, слова «он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу» сказаны о барсе, но их можно сказать и о Мцыри. Эти 3 дня наполнены и переполнены чувствами.)
    -- Я полагаю, что Лермонтов очень сурово обошёлся с героем, он и так наказан за свой поступок: побег не удался, юноша заболел. Зачем смерть? Почему Мцыри погибает? Не есть ли это кара?
    ( Тяжело юноше прощаться с жизнью, горько обвиняет он себя в неспособности добиться желанной свободы, столь близкой...)
    -- А как ответил бы сам Мцыри на эти вопросы? Раскаялся ли сам Мцыри в поступке?
    ( Не мог, узнав о жизни на свободе, за стенами монастыря, жить в неволе. Физически сломлен, но обнаруживает силу воли, духа, до последнего верен себе, своему идеалу.)


  • Обобщение-- Каков же идеал Мцыри? А идеал Лермонтова? 
           ( Свобода,...

    7 слайд

    Обобщение
    -- Каков же идеал Мцыри? А идеал Лермонтова?
    ( Свобода, воля, отчизна, близость к родным, полнота чувств. Идеал Лермонтова – свободный, гордый, независимый человек. Мцыри – герой-боец, протестующий против насилия над личностью; смысл поэмы в том, чтобы прославить волю, мужество, борьбу. Название поэмы говорит о том, что Мцыри – главный герой романтической поэмы.)
    Передовые люди России и сам поэт чувствовали себя в николаевской России как в тюрьме, в темнице. Отсюда мотивы узничества, они слиты с мотивами тоски по воле, со стремлениями к борьбе, свободе. Образ послушника воспринимается как образ узника, как образ человека, опутанного цепями рабства, но бросающего гордый вызов деспотизму.
    Эпиграф к поэме подчёркивает жизнелюбие Мцыри, выражает недоумение: «Почему же должен гибнуть человек?!
    Отвечает ли произведение «Мцыри» критериям хорошей книги? Какие жизненные уроки извлекли?

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 003 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.12.2020 1323
    • PPTX 125 кбайт
    • 39 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Саблина Лидия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Саблина Лидия Сергеевна
    Саблина Лидия Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79085
    • Всего материалов: 241

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Мини-курс

Стратегии успешного B2C маркетинга: от MoSCoW до JTBD

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Управление техническими ресурсами и экономикой предприятия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе