Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Урок «Жизненный уклад русских крестьян в 17 веке»
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Н. Кончаловская
2 слайд
«Четвёртый лишний»
1. Изба, клеть, сени, сарай
2. Деревня, село, починок, посад.
3. Овин, житница, хлев, амбар
Вопросы:
1. Какие постройки ещё могли быть в
крестьянском хозяйстве?
2. Что такое курная изба?
3. Объяснить слова: клеть, сени, овин, житница
3 слайд
Объяснения слов
Курная изба –это изба с печкой без
дымохода и трубы.
Клеть и сени – это не отапливаемые помещения. Сени соединяли избу с клетью, где летом жили и спали. А зимой хранили запасы и вещи.
Овин – место сушки хлебных снопов
перед обмолотом.
Житница – место хранения
необмолоченного зерна
4 слайд
Внутреннее убранство дома
Курная изба
5 слайд
Щи да каша пища наша
На столе разложены продукты – чай, сахар, горох, рис, гречка, макароны, семечки, картофель, лук, крупа, помидоры, лавровый лист.
Загадки
Красненьки сапожки в земле и в лукошке.
Промеж грядок лежит гусь гладок.
В воде родится, воды боится.
На тычине городок, в нём семьсот воевод.
Заплата на заплате иголка не была.
6 слайд
Предметы быта
Черпак – это большая деревянная ложка, которой на пирах разливали хмельные напитки.
Туес – цилиндрический берестяной короб, куда наливали квас и пиво.
Лучина – это «древнее электричество».
7 слайд
Во что верили наши предки
Вещи из сказок:
- клубок указывал дорогу
- пояс превращался в реку
ковёр – самолёт
гребень становился лесной чащей
шапка – невидимка
скатерть – самобранка
Обереги:
гребень защищал от болезней
ложка символ сытости
ключ – символ богатства
8 слайд
Крестьянин и
крестьянка
16 век
9 слайд
«Четвёртый лишний»
Лён, конопля, хлопок, шерсть.
Гачи, ноговицы, порты, брюкиш.
Кики, плачеи, повои, певцы.
Поршни, башмаки, сапоги, ботинки.
Вопросы:
Власяница – это рубаха из шерстяной ткани или длинные волосы.
Сарафан – это женское платье или длинная мужская распашная одежда.
10 слайд
Женские головные уборы
11 слайд
Обувь древнерусских крестьян
12 слайд
Различные способы
завязывания платка
13 слайд
Епифаний Славинецкий «Гражданство обычаев детских»
«С пути уступити, шапку честно снятии, аще же славный человек или достоинства яковаго буду имать, тому поклонитися.
Како беседовати детище с большими? Яко с равными любезно и дружески глаголати имать, тако с большими честно и кротко: титлу достоинства им приличную часто имать усугубляти, и не имать отити от них. Дондеже отпущение возмёт или от них будет отпущен».
14 слайд
Старинные меры длины
Вершок – 4,5см.(сначала равнялся длине фаланги).
Пядь – 17,8см.(расстояние между концами разведённых указательного и большого пальцев).
Локоть – 38-46 см. (не имел точной цифровой величины).
Аршин – 71,1(слово тюркского происхождения, видимо пришло с Востока).
Сажень - 2,1 м. (расстояние между вытянутыми в сторону руками).
Верста – 2,1 км.
15 слайд
Домашнее задание
Через различные дополнительные источники подготовьте
сообщения или компьютерную презентацию о культуре и
быте марийских крестьян. Тему выберите сами.
16 слайд
Полнее осознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже спускаясь в смысл былого раскрываем смысл будущего, глядя назад, шагаем вперёд
А.И.Герцен
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 624 920 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Гуреев Андрей Андреевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.