Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Государь всея Руси
Познавательная игра для 6 класса
Кочеткова Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания
школы №1315 САО г. Москвы
Идентификатор 236-402-741
2 слайд
Цели игры
Вы сегодня возложите на себя тяжелое бремя Государя всея Руси, окажетесь во второй половине XV – начале XVI века в Московии и смоделируете поведение и действия Государя при решении важнейших государственных задач. Не забудьте, что каждое ваше слово и действие должно быть взвешено, обосновано и соотнесено с реальностью.
3 слайд
I тур
Тяжкие думы терзали Великого князя Ивана Васильевича. Не новью были для него государственные дела после смерти отца. С 11 лет Иван был «глазами отца». Но тогда был рядом, поддерживал, а теперь Русь на его плечи легла, да грузом нелёгким. Как всю объять взором, ничего не упустить? На решение каких проблем прежде всего направить свои силы?
4 слайд
Выберите, какая из территорий больше подходит для обозначения Руси к 1462 году.
Обоснуйте свой выбор.
5 слайд
Страшные годы
«Десятилетия до рождения Ивана, десятилетия после шла ненавистная борьба на Руси. Враг отступил, но даже после отравления его в 1453 году, всё чудились Ивану Васильевичу слепые глазницы отца. На кого опереться? Кто подставит свои плечи под расшатанный столп государства?».
О каких событиях вспоминал Иван Васильевич? Кто был их участником?
6 слайд
Постыдная зависимость
Слава прадеда грела душу великого князя, но последующий разгром и почти столетие покорности омрачали её. Кто же будет считаться со слабым данником?
О чем речь?
7 слайд
Соседи: друзья или враги?
С какими государствами граничила Русь? Что они из себя представляли?
Каковы были внешнеполитические ориентиры Руси?
8 слайд
Проблемы
Взаимоотношения
с другими государствами
Укрепление
социальной опоры
государства
Расширение
государства
Выход из ордынской
зависимости
Укрепление
государственной
власти
9 слайд
II тур
Расширение земель
Рост территории России:
Ярославль, Пермский край, Новгород, Тверь, Чернигово-Северские земли, земли по реке Обь, Вятская земля (присоединил), Чернигов, Н.-Северский, Стародуб, Брянск, Мценск, Любутск, Гомель, Рыльск (освободил)
Предположите, какую политику по этому вопросу
проводил бы ИванIII.
10 слайд
Укрепление государственной власти
В правление Ивана III постепенно шло становление новой системы центрального (Боярская дума, дворцы, казна) и местного (наместничество, кормления) управления. Были заложены основы централизации страны.
Усилению центральной власти способствовало принятие новых символов власти.
Величие государственной власти подчеркивалось и новым архитектурным обликом Московского Кремля.
Смоделируйте действия Ивана III
11 слайд
Укрепление социальной основы государства
Судебник 1497 года в целях усиления централизации управления укреплял позиции социальной основы государства – боярства и дворянства, регламентируя крестьянские переходы(неделя до и после Юрьева дня, заплатив пожилое).
Смоделируйте действия Ивана III
12 слайд
Свержение ордынского ига
Стояние на реке Угре ознаменовало собой свержение ордынского ига. Эта победа была предопределена и предыдущим усилением Руси, совершенствованием её армии и ослаблением Золотой Орды.
Смоделируйте действия Ивана III
13 слайд
Внешняя политика
Возрос международный авторитет России. Были заключен договор с венгерским королем, установлены дипломатические отношения со Священной Римской империей, налажены связи с далекой Персией. В конце XV века заключен торговый договор с Османской империей. Многие государства хотели видеть Россию своей союзницей.
Неизменным соперничеством отличались отношения с Великим княжеством Литовским и Польшей.
Смоделируйте действия Ивана III
14 слайд
Итог
В конце XV – начале XVI века сложилось и окрепло Российское государство – одно из крупнейших в Европе. В нем сформировался аппарат центрального и местного управления. При этом Россия, являясь наследницей Древнерусского государства, восприняла также некоторые государственные обычаи Византийской империи и Золотой Орды.
Сделайте вывод об уровне развития России к началу XVI века.
15 слайд
Оценка государственного деятеля
Важнейшим критерием оценки государственного деятеля является развитие, расцвет его государства.
Все ли средства хороши для этого?
Итак, каково ваше мнение о критериях оценки
государственного деятеля?
16 слайд
Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений /Под ред. акад. А.М.Панченко. – М.: Дрофа, 1996, с. 206-213.
Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: изд-во Эксмо, 2007, т.6
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М.: Эксмо, 2009, с.139-181.
Соловьев С.М. Об истории Древней России. – М.: Дрофа, 1997, с.203-215.
Источники и литература
17 слайд
Источники и литература
http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/index.html
http://hrono.info/index.html
http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php
http://www.bibliotekar.ru/brok.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.allmonarchs.net/
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 663 865 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Зиберова Инна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
8 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.