Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Мораль
и
нравственность
(обществознание, 11 класс,
профильный уровень)
Автор:
Зинина Светлана Александровна,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №43 г.Волгограда
2 слайд
Два мира есть у человека -
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
3 слайд
«Лишь две вещи на свете
способны тревожить
наше воображение:
звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас»
И. Кант
Прав ли философ?
4 слайд
Притча:
Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.
Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д.
А как поступить со стыдом и правдой?
Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей . . .
5 слайд
Назовите
вечные универсальные ценности
6 слайд
Мораль -
совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме,
их обязанности друг перед другом и перед обществом
7 слайд
Приведите примеры
8 слайд
Не лги
Не укради
Не убий
…
Доброжелательность
Справедливость
Мудрость
…
Коллективизм / индивидуализм
Эгоизм / альтруизм
…
Долг
Совесть
Смысл жизни
Свобода
Счастье
…
9 слайд
Утверждение человеческого в человеке
Формирование нравственного облика личности
Безнравственность недопустима
Единство и согласованность действий людей
10 слайд
Чем отличается
нравственность
от морали?
11 слайд
Мир сущего
Мир должного
принципы реального практического поведения людей
степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни
специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни
Нравственность
Мораль
12 слайд
П. 2 § 30:
Проанализируйте
моральные категории
Добро и зло
Долг
Честь и достоинство личности
Счастье
Совесть
Моральный идеал
13 слайд
Нравственная культура личности -
степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества
14 слайд
Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:
Общая культура
Социальные интересы
Цели жизни и деятельности
Степень нравственных переживаний, сопереживания
Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности
…
15 слайд
Этапы формирования
нравственной культуры личности
Совесть
«Что я сам о себе подумаю?»
Саморегуляция
автономная
Взрослые
люди
Стыд, честь
«Что обо мне подумают?»
Общественное мнение
конвенциональ-ная
Дети
Инфантильные взрослые
Страх, боязнь наказания
«Что со мной сделают?»
Послушание и подражание
элементарная
Для кого характерна
Главный мотив нравственного поведения
На чем основана
Формируемая нравственность
16 слайд
Человек – подобие Бога, имеет высшую сакральную ценность.
Духовный (нравственно-универсальный)
Каждый человек обладает равными правами и свободами, обязанностями. Реализация «Золотого правила нравственности».
Гуманистический (просоциальный)
Равнодушие к тем, кто не принадлежит к группе
Группоцентризм
Стремление к собственному удобству, выгоде, престижу. Потребительское отношение к окружающим
Эгоцентрический
Черты поведения
Уровень нравственности
17 слайд
Различать
добро и зло, применять нравственные нормы
в сложившейся ситуации
Эмоциональная одухотворенность
Формы, манеры поведения в обществе
18 слайд
Самостоятельный моральный выбор
и ответственность
за него перед обществом
и самим собой
19 слайд
Согласны ли вы с высказыванием:
«Иногда случается, что некто является хорошим гражданином, не имея вместе с тем качеств, по которым можно было бы признать его хорошим человеком: отсюда следует, что качества хорошего человека и хорошего гражданина не одни и те же».
К.Тосси
Какие качества для вас
имеют большую ценность,
качества гражданина или качества человека?
20 слайд
Обсудим:
Задание № 3
Задание № 4
Источник
21 слайд
Духовно-нравственные заповеди
академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:
Люби людей – и ближних, и дальних.
Твори добро, не видя в том заслуги.
Люби мир в себе, а не себя в мире.
Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.
Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух.
Будь совестлив: вся мораль в совести.
Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.
22 слайд
Время эти понятия не стёрло.
Нужно только поднять верхний пласт.
И дымящейся кровью у горла
Чувства вечные хлынут из нас.
Ныне присно, во веки веков, старина,
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если духом надёжно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берём,
Саги, сказки из прошлого тащим
Потому, что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем.
В. Высоцкий.
«Баллада о времени»
23 слайд
Домашнее задание:
§ 30
Вопросы
Задания
Эссе:
«Свобода – делай что хочешь?»
«Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы» (Б.Шоу)
«Нравственность не упала. Нравственность изменила позицию» (К. Сломиньский)
24 слайд
Литература:
Обществознание: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010
Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009
25 слайд
Источники иллюстраций:
http://www.childlib.ru/dep-resourses/Lihachev-zapovedi.htm
http://rus.1september.ru/2001/44/1.jpg
http://estb.msn.com/i/6A/3E376EE7F65287F1E7B9505A68D9FE.jpg
http://img.photo.tut.ua/uzhgorod/593/16531/oldpaper236204.jpg
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 773 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Быковская Сания Фасдагатиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.