Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Дни Воинской славы России:
штурм Измаила-
200 лет.
2 слайд
24 декабря 1790 года.
День воинской славы России (День взятия турецкой крепости Измаил)
Из «Указа» Президента России: «В ноябре 1790 г. русские войска начали осаду Измаила. Две попытки взять крепость окончились неудачно. И тогда главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал Г.А. Потемкин поручил взятие неприступной крепости А. В. Суворову. Началась усиленная подготовка к штурму.
Стремясь избежать кровопролития, Суворов направил коменданту Измаила ультиматум о сдаче крепости, на что последовал ответ: «Скорее небо обрушится на землю и Дунай потечет вверх, чем сдастся Измаил».
24 декабря 1790 г. русские войска девятью колоннами с разных сторон двинулись на штурм крепости. Речная флотилия подошла к берегу и под прикрытием огня артиллерии высадила десант. Умелое руководство Суворова и его соратников, отвага солдат и офицеров решили успех боя, продолжавшегося 9 часов. Турки оборонялись упорно, но Измаил был взят. Неприятель потерял 26 тыс. убитыми и 9 тыс. пленными. Было захвачено 265 орудий, 42 судна, 345 знамен. Суворов указал в рапорте потери русской армии в 1815 человек убитыми и 2455 ранеными.»
3 слайд
Проблемный вопрос:
1. Так кто он такой, А.В.Суворов?
2. Чему он может научить нас, людей XXI века?
4 слайд
Вклад Суворова в военную науку
5 слайд
«Три воинских искусства» по Суворову
Глазомер: «как в лагерь стать, как идти, где атаковать, гнать и бить».
Быстрота: «Неприятель нас не чает…вдруг мы на него как снег на голову. Закружится у него голова!.. «Ура!» чудеса творят, братцы!».
Натиск: «Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет… у неприятеля те же руки, да штыка русского не знают». «Пуля обмишулится, а штык не обмишулится». «Пуля – дура, а штык – молодец».
6 слайд
Управленческая система А.В.Суворова:
Адекватная оценка своих действий.
Продумывание перспективных сценариев развития событий.
Постановка задачи.
Выполнение намеченного плана (действие).
Принцип завершенности действия («Тот не сделал ничего, кто не закончил дела полностью»)
Развивать успех .
Подробнейший разбор полетов.
Профессиональная выучка подчиненных.
Дух победы, высочайший моральный дух. Нравственное, патриотическое и религиозное воспитание войск.
Национальное достоинство русского солдата. « Мы русские, мы все одолеем».
7 слайд
Специфические особенности Суворовского подхода к руководству подчиненными:
Управленческое воздействие сверху донизу и доступ к начальству снизу доверху.
Всемерное поощрение инициативы.
Оценка и обратная связь.
Отношение ко времени («Я действую не часами, а минутами» ).
Завершенность.
Личный пример.
Система карьерного роста.
8 слайд
Из чего рождалась любовь подчиненных к А.В.Суворову?
Честность.
Простота в обращении.
Признание заслуг.
Чудачества.
9 слайд
Суворовские заповеди успешному руководителю
Приучайся к деятельности неутомимой. Деятельность есть величайшее из всех достоинств.
Побеждает тот, кто меньше себя жалеет.
Ученье свет, а неученье тьма. Необходимо непрерывное образование себя с помощью чтения.
Ближайшая к действию цель лучше дальней.
Время драгоценнее всего. Стоянием города не берут.
Смотри на дело в целом.
Ноша службы легка, когда дружно подымают ее многие.
«Потомство мое прошу брать мой пример…»
10 слайд
Стратегия Суворова:
война должна быть по возможности скоротечной.
маневр войск на театре военных действий – не самоцель, а средство уничтожения источников снабжения и пополнения противника.
необходимо «держать по возможности все силы свои в совокупности».
успех сражения обеспечивает тщательная разведка.
расчёт времени есть главное правило ведения войны.
«все кампании различны между собой», «никакой баталии в кабинете выиграть не можно» и «теория без практики мертва»
11 слайд
Тактика Суворова:
Применение в бою различных боевых порядков: линии, каре, колонны и их сочетания.
Проведение боев ночью.
Предпочтение решительному и тщательно подготовленному штурму длительной осаде.
Разработка «Правил ведения военных действий в горах».
Быстрота движения войск в наступлении с целью сократить потери в зоне действительного огня и сохранение силы для штыковой атаки.
Увеличение запаса ружейных патронов до 100 на солдата и требование прицельной стрельбы.
Предпочтение холодному оружию (штыку).
Тщательная и детальная разработка диспозиций сражений, осад, штурмов крепостей.
12 слайд
«Потомство мое прошу брать мой пример…»
Александр Суворов
Вопросы учащимся:
Была ли действенна эта система?
Видите ли в этой системе рациональное зерно для себя?
13 слайд
Победы А.В.Суворова:
1787г.- победа над турками в сражении под Кинбурном.
1789г. - победа при Фокшанах, Рымнике.
1790г. - крепость Измаил взята штурмом. Эта победа предопределила общий успех России в 1787 - 1791 гг.
1794г. - блестящие победы над польскими конфедератами под Двинском, при Кобрине, при Крупчице, под Брестом, под Кобылкой. Вскоре Суворов занимает Варшаву.
1799г. –Итальянский и Швейцарский поход А.В.Суворова. Штурм крепости Брешия. Суворов одерживает великую победу над французской армией на р. Адда. Суворов одерживает победы над французскими войсками в сражениях на реках Тидоне, Треббии, Нуре. Крепость Мантуя занята войсками Суворова. Суворов победно завершает Итальянскую кампанию, разбив французские войска в великом сражении при Нови. Суворов с войсками направляется из Италии в Швейцарию. Суворов с боями победно совершил переход через Сен-Готард и Чертов мост. Суворов выводит войска в Муттенскую долину. Суворов одерживает победу над французскими войсками в долинах Кленталь и Муттенталь. Суворов совершает героический переход через хребет Паникс. Суворов получает звание генералиссимуса российских войск.
14 слайд
Штурм Измаила
24 декабря 1790года
15 слайд
16 слайд
Силы сторон:
Командующие:
генерал-аншеф
А. В. Суворов
сераскир Айдозле-Мехмет-паша
Силы сторон
Русские:31 тысяча
Турки:35 тысяч
Потери
Русские: 2136 убитыми (в т.ч.- 1 бригадир, 66 офицеров, 1816 солдат, 158 казаков, 95 моряков), 3214 раненых (в т.ч.- 3 генерала, 253 офицера, 2450 солдат, 230 казаков, 278 моряков). Всего - 5350 чел., потоплена 1 бригантина.
Турки:26 тыс. убитыми,
9 тыс. пленными
17 слайд
7 декабря (по старому стилю) , 21 декабря (по новому стилю) 1790 года генерал-аншеф Кутузов передаёт Мехмет-паше ультиматум:
"Я с войсками прибыл сюда.
24 часа на размышление – воля.
Первый выстрел уже неволя, штурм – смерть,
что и оставляю вам на размышление"
В ответ сераскир («главнокомандующий» – [турец.]) отвечает:
"Скорее небо упадет на землю и Дунай потечет вверх, чем я сдам Измаил"
18 слайд
9 декабря Суворов созвал военный совет, на котором сказал: «Два раза русские подходили к Измаилу и два раза отступали от него; теперь в третий раз остается нам только взять город либо умереть. Правда, что затруднения велики: крепость сильна; гарнизон – целая армия, но ничто не устоит против русского оружия. Мы сильны и уверены в себе… Я решил овладеть этой крепостью, либо погибнуть под её стенами».
19 слайд
«Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите, что ничто не может противиться силе оружия российского».
20 слайд
Ход сражения:
10 декабря - Артподготовка (около 600 орудий) завершилась за 2,5 часа до штурма.
11 декабря 1790г в 3 часа ночи колонны, выступили к назначенным по дислокации местам.
В половине 6 утра колонны двинулись на штурм.
Бой за овладение валом и бастионом длился до 8 часов утра.
Успешно шла атака со стороны Дуная. Колонны под командованием де Рибаса закрепились в городе.
21 слайд
Ход сражения
Уличные бои в городе, которые продолжались до 16 часов.
Турки оборонялись упорно.
Несколько тысяч лошадей, выскочивших из горящих конюшен, в бешенстве мчались по улицам и увеличивали смятение.
Арьергард встретил в центре города тысячу татар под начальством Максуда Гирея, князя чингисхановой крови.Он сдался в плен только с 300 воинами, оставшимися в живых.
Попытку обратно вырвать Измаил предпринял Каплан-Гирей, брат крымского хана. В отчаянном бою, в котором было убито 4 тысячи мусульман, он пал вместе с 5 сыновьями.
Но к 16 часам город пал.
22 слайд
Потери сторон:
Потери русских:
убито 64 офицера, 1816 рядовых, ранено 2600 человек.
По другим сведениям: убито – 4 тысячи, ранено -6 тысяч человек.
Потери турок : убитых более 26 тысяч, в плен взято 9 тысяч, из них на другой день умерло от ран уже 2 тысячи. Из всего гарнизона спасся всего один человек (легкораненый он упал в воду, переплыл Дунай на бревне).
265 орудий, до 3 тысяч пудов пороху, 20 тысяч ядер, 400 знамен, обагренных кровью защитников и богатой добычи на сумму до 10 млн. пиастров (примерно 1 млн. рублей).
23 слайд
Значение штурма Измаила:
Покорение Измаила имело решающее влияние на окончание русско-турецкой войны 1787-1791гг. В 1791г. был заключен Ясский договор между Россией и Турцией, который подтвердил присоединение к России Крыма и установил границу России по р. Днестр. Тем самым все северное Причерноморье от Днестра до Кубани было закреплено за Россией.
24 слайд
Деловая игра:
«Я – директор фирмы».
Вы- директор новой фирмы. Сформулируйте и запишите 10 управленческих принципов, опирающихся на «Науку побеждать» А.В.Суворова, которые помогут достичь вам успеха сегодня в вашем бизнесе.
Чему А.В. Суворов может научить нас, людей XXI века? (Проблемный вопрос)
25 слайд
Спасибо всем за работу!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 016 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Пелевина Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.