Дейтерий. Тяжелая вода

ДЕЙТЕРИЙ. ТЯЖЕЛАЯ ВОДА

Дейтерий. Тяжелая вода

ДЕЙТЕРИЙ. ТЯЖЕЛАЯ ВОДА

Дейтерий (тяжелый водород) – один из двух изотопов водорода, ядро которого состоит из одного протона и одного нейтрона. Молекула D2 – двухатомна. Температура плавления – 254,5° С, температура кипения – 249,5° С. Тяжелая вода D2O (оксид дейтерия) – изотопная разновидность воды; плотность 1,1; температура плавления – 3,8° С, температура кипения – 101,4° С.

ОТКРЫТИЕ ТЯЖЕЛОЙ ВОДЫ В 1933 Гилберт Льюис и американский физикохимик Роналд Макдональд сообщили, что в результате длительного электролиза обычной воды им удалось получить не виданную никем до этого новую разновидность воды – тяжелую воду.

ВЛИЯНИЕ ТЯЖЕЛОЙ ВОДЫ НА ЖИВОЕ Практически сразу же после открытия тяжелую воду стали использовать в химических и биологических исследованиях. Так, было обнаружено, что рыбы, микробы и черви не могут существовать в ней, а животные погибают от жажды, если их поить тяжелой водой. Не прорастают в тяжелой воде и семена растений.

ПЕРВОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ЧИСТОЙ ТЯЖЕЛОЙ ВОДЫ Так, в 1933 группе американских исследователей для получения всего 83 мл тяжёлой воды 99%-ой чистоты пришлось взять уже 2,3 тонны воды, которую разлагали в 7 стадий. Было ясно, что такими методами ученые не смогут обеспечить всех желающих тяжелой водой. А тут выяснилось, что тяжелая вода является прекрасным замедлителем нейтронов и потому может быть использована в ядерных исследованиях, в том числе для построения ядерных реакторов.

. Спрос на тяжелую воду вырос настолько, что стала ясна необходимость налаживания ее промышленного производства. Трудность состояла в том, что для получения 1 тонны D2O необходимо переработать около 40 тысяч тонн воды, израсходовав при этом 60 млн кВт-ч электроэнергии – столько уходит на выплавку 3000 т алюминия!

СПОСОБЫ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ СЕГОДНЯ В настоящее время разработан ряд эффективных методов получения тяжелой воды: электролизом, изотопным обменом, сжиганием обогащенного дейтерием водорода.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЯЖЕЛОЙ ВОДЫ СЕЙЧАС: В настоящее время тяжелую воду получают ежегодно тысячами тонн. Ее используют в качестве замедлителя нейтронов и теплоносителя в ядерных реакторах (для заполнения одного современного крупного ядерного реактора требуется 100–200 тонн тяжелой воды чистотой не менее 99,8%)