III.Съезд химиков в Карлсруэ с 3 по 5 сентября 1860 года

Предпосылки открытия Периодического закона Д. И. Менделеевым

I. Накопление фактологичес- кого материала Ко времени открытия Периодического закона было известно 63 химических элемента, описаны состав и свойства их многочисленных соединений.

II.Работы ученых – предшественников Д.И.Менделеева Классификация Берцелиуса Он разделил все элементы на металлы и неметаллы на основе различий в свойствах образованных ими простых веществ и соединений. Йенс Якоб Берцелиус (1779 – 1848 гг.)

Классификация Берцелиуса Недостатки: групп было всего две и включали они значительно отлича- ющиеся друг от друга элементы наличие амфотерных оксидов и гидрокси- дов у некоторых ме- таллов вносило пута- ницу.

Триады Дёберейнера В 1829 году Деберейнер опубликовал найденный им «закон триад»: атомный вес многих элементов бли- зок к среднему арифмети- ческому двух других эле- ментов, близких к исходно- му по химическим свойст- вам (стронций, кальций и Иоганн Вольфганг барий; хлор, бром и йод и Дёберейнер др.). (1780-1849 гг.)

Триады Деберейнера Недостатки: удалось составить 5 триад, т. е. использовать только 15 элементов, остальные элементы он классифицировать не смог.

Спираль Шанкуртуа В 1862 году первую попытку расположить элементы в порядке возрастания атомных весов предпринял Шанкуртуа. Александр Эмиль Шанкуртуа (1820-1886 гг.)

Спираль Шанкуртуа Шанкуртуа разместил элементы вдоль винтовой линии и отметил частое циклическое повторение химических свойств по вертикали.

Октавы Ньюлендса В 1865 году свой вариант периодической системы предложил химик и музы- кант Джон Александр Ньюлендс, модель кото- рого («закон октав») внешне немного напоми- нала менделеевскую. Джон Александр Рейна Ньюлендс (1837-1898 гг.)

Октавы Ньюлендса Недостатки: модель была скомпрометирова- на настойчивыми попытками автора найти в таблице мистическую музы- кальную гармонию; при таком расположении без пропусков исключалась возможность открытия новых элементов и многие элементы попадали на несоответствующие им места.

Таблица Мейера В этом же десятилетии по- явились ещё несколько по- пыток систематизации хими- ческих элементов; ближе всего к окончательному ва- рианту подошёл Мейер (1864). Он расположил хими- ческие элементы в порядке возрастания их атомных Юлиус Лотар масс. Мейер (1830-1895 гг)

Таблица Мейера Недостатки: в его таблицу вошли лишь 28 элементов размещенных в шесть столбцов, т.е. меньше половины известных в то время. При этом структура таблицы была очень не- определенной и не отражала периодичности свойств.

III.Съезд химиков в Карлсруэ с 3 по 5 сентября 1860 года

Съезд химиков в Карлсруэ На данном съезде окончательно утвердилось атомно-молекулярное учение, были приняты первые единые определения понятий молекулы и атома, а также атомного веса (атомной массы). Именно это понятие как неизменную характеристику атомов Д.И. Менделеев положил в основу своей классификации.

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907 гг.) «Масса вещества есть именно такое свойство его, от которого должны находиться в зависимости все остальные свойства. Поэтому ближе и естественнее всего искать зависимость между свойствами и сходствами элементов, с одной стороны, и атомными весами их, с другой стороны»

IV. Личностные качества Д.И.Менделеева энциклопедичность знаний, научная интуиция, умение обобщать, постоянное стремление к познанию неведомого, дар научного предвидения.