Явление радиоактивности

83 208,98 Bi висмут
β-распад
Вопросы для закрепления
Что называют радиоактивностью?
Каковы свойства и природа различных видов радиоактивного излучения?

Явление радиоактивности

Тема урока: Явление радиоактивности Дома: §48, №233

Предположение о том, что все тела состоят из мельчайших частиц, было высказано древнегреческим философом Демокритом еще 2500 лет назад. Частицы были названы атомами, что означает неделимые. Таким названием Демокрит хотел подчеркнуть, что атом – это мельчайшая, простейшая, не имеющая составных частей и поэтому неделимая частица.

Наиболее ярким свидетельством сложного строения атомов явилось открытие явления радиоактивности, сделанное французским физиком Анри Беккерелем в 1896г.

Естественно ученые попытались обнаружить, не обладают ли способностью к самопроизвольному излучению другие химические элементы. В эту работу внесла большой вклад Мария Склодовская-Кюри

83 208,98 Bi висмут

В 1899 году под руководством английского ученого Э.Резерфорда, был проведен опыт, позволивший обнаружить сложный состав радиоактивного излучения.

β-распад

Квантовую теорию β-распада в 1934 г. разработал итальянский физик Энрико Ферми. Историческая справка Энри ко Фе рми (Enrico Fermi, в профессиональной речи физиков: Ферми ; родился 29 сентября 1901 в Риме; умер 28 ноября 1954 в Чикаго) — выдающийся итальянский физик, внёсший большой вклад в развитие современной теоретической и экспериментальной физики, один из основоположников квантовой физики.

α-распад α-частица – ядро атома гелия. Альфа-частицы, обладающие значительно большей массой, чем бета-частицы, при столкновениях с электронами атомных оболочек испытывают очень небольшие отклонения от первоначального направления движения и движутся почти прямолинейно. Схема α - распада

Основы квантовой теории альфа-распада были разработаны в 1928 г. двадцатичетырёхлетним русским физиком Георгием Гамовым, переехавшим через 6 лет в США.

Гамма-кванты не обладают электрическими зарядами и потому свободно проходят сквозь большинство встречающихся на их пути атомов. Но и для них вещество не является совершенно прозрачным. Пути пробега гамма-квантов в воздухе измеряются сотнями метров, в твердом веществе — десятками сантиметров и даже метрами. Гамма-кванты, как и заряженные частицы, взаимодействуют в основном с электронными оболочками атомов. При прохождении вблизи атомного ядра гамма-квант может превратиться в пару частиц электрон — позитрон. γ-излучение

Вопросы для закрепления

Что называют радиоактивностью?

Радиоактивность – это самопроизвольное превращение одних ядер в другие, сопровождаемое испусканием различных частиц.

Каковы свойства и природа различных видов радиоактивного излучения?

Свойства радиоактивных излучений Вид излучения Природа излучения Проникающая способность Альфа-излучение Ядра атомов гелия Слой бумаги толщиной 0.1 мм непрозрачен Бетта-излучение Испускаются электроны и позитроны. В этих реакциях образуется нейтрино Задерживает алюминиевая пластина толщиной в несколько мм Гамма-излучение Коротковолновое электромагнитное излучение Проникающая способность больше, чем у рентгеновского излучения

При бета-распаде из ядра вылетает электрон. Внутри ядер электроны существовать не могут . Объясни этот парадокс.

Электроны возникают при β-распаде в результате превращения нейтрона в протон. Этот процесс может происходить не только внутри ядра, но и со свободными нейтронами. Среднее время жизни свободного нейтрона составляет около 15 минут. При распаде нейтрон превращается в протон и электрон