Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Ежегодное собрание научно-педагогической общественности
высшей школы Российской Федерации
Механизмы развития научного потенциала и эффективность их использования вузами Рособразования
Докладчик
заместитель руководителя Федерального агентства по образованию
доктор экономических наук, профессор
Е.Я. Бутко
10 – 12 декабря 2009 года
г. Санкт-Петербург
2 слайд
2
Основные механизмы развития научного потенциала вузов Рособразования
совершенствование деятельности аспирантур и докторантур;
развитие материально-технической базы для проведения исследований;
повышение результативности научных исследований и разработок;
активизация участия в реализации федеральных и ведомственных целевых программ;
развитие инновационной системы высшей школы.
3 слайд
Кадровый потенциал
Подготовка кадров высшей научной квалификации
Материально-техническая база
проведения научных исследований
Результативность научных исследований и разработок
Научно-исследовательская деятельность студентов
Финансирование научных исследований и разработок
3
Основные показатели научно-исследовательской деятельности вузов и научных организаций Рособразования
4 слайд
РОССТАТ. Работа аспирантуры и докторантуры за 2008 год. Том III, часть 1. Москва 2009
Статистический сборник. Научный потенциал вузов и научных организаций Федерального агентства по образованию 2008 Москва 2009
4
Кадровый состав работников высшей научной квалификации вузов Рособразования (2008 год) и условия для развития научного потенциала
Аспирантура и докторантура вузов Рособразования
5 слайд
Подготовка научных кадров за счет средств федерального бюджета
2004
2009
технические
экономические
педагогические
физико-математические
%
5
Аспирантура и докторантура вузов Рособразования
Подготовка научных кадров
по отраслям:
техническая:
аспирантов – 17 218,
докторантов – 927;
физико-математическая:
аспирантов – 4 396,
докторантов – 265;
биологическая:
аспирантов – 2 397,
докторантов – 99;
науки о Земле:
аспирантов – 2 186,
докторантов – 103;
химическая:
аспирантов – 1 685,
докторантов – 102.
Более 50% от всего контингента аспирантов и докторантов проходят подготовку, ориентированную на высокотехнологичные отрасли экономики.
6 слайд
Подготовка кадров для высокотехнологичных и оборонной отраслей промышленности
6
Аспирантура и докторантура вузов Рособразования
Трудоустройство выпускников аспирантур
7 слайд
Снижение среднего возраста
докторантов вузов Рособразования
42,8 лет
42,2 лет
41,8 лет
41,7 лет
41,4 лет
41,0 лет
40,7 лет
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
7
Аспирантура и докторантура вузов Рособразования
В 2009 году поддержаны предложения вузов по открытию 60 докторантур
8 слайд
8
Высших учебных заведений - 345
Государственных научных учреждений - 18
В подведомственных вузах функционируют:
2081 проблемная научно-исследовательская лаборатория
133 технопарка
336 научно-исследовательских институтов
115 проектно-конструкторских и опытно-конструкторских бюро
220 инженерных центров
923 научных центра
409 научно-методических центра
213 экспериментально-опытных производств
Развитие материально-технической базы
для проведения исследований
9 слайд
9
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Государственный университет - Высшая школа экономики
Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева
Московский авиационный институт (государственный технический университет)
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
Московский физико-технический институт (государственный университет)
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Новосибирский государственный университет
Пермский государственный технический университет
Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С. П. Королева
Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова (технический университет)
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики
Томский политехнический университет
Национальные исследовательские университеты
10 слайд
10
В 2008 году подведомственными вузами:
получено:
5 138 патентов Российской Федерации;
25 зарубежных патентов;
5 801 заявка на объекты промышленной собственности;
продано 244 лицензии (в т.ч. зарубежным организациям 6 лицензий),
зарегистрировано в реестрах Роспатента
2 433 программы для ЭВМ и базы данных топологии и
интегральных схем;
издано и опубликовано:
12 859 монографий,
11 155 сборников научных трудов,
34 874 учебника и учебных пособия,
508 298 статей и тезисов к докладам.
Результативность научных исследований и разработок
11 слайд
Участие студентов в научных исследованиях
11
12 слайд
Участие вузов в выставках, форумах, ярмарках
12
13 слайд
Федеральная целевая программа
«Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы
Цель Программы: создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании
ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы
13
14 слайд
Мероприятие 1.2
Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук и кандидатов наук
ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы
14
15 слайд
Мероприятие 1.3
Проведение научных исследований молодыми учеными - кандидатами наук и целевыми аспирантами
в научно-образовательных центрах
ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы
15
16 слайд
Распределение государственных контрактов по ведомственной принадлежности организаций-победителей
ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы
16
17 слайд
Мероприятие 2.2
Распределение участников олимпиад и конкурсов
по Федеральным округам
ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы
17
18 слайд
Мероприятие 2.4
Обеспечение развития системы
научно-технического творчества молодёжи
ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы
18
19 слайд
Мероприятие 2.5
Оснащение вузов современным специальным
научно-технологическим оборудованием
ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы
19
20 слайд
ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы
Соотношение общего количества заявок и количества заявок-победителей по 14 национальным исследовательским университетам
20
21 слайд
20 лучших регионов по значению среднего количества проектов в рамках Программы, приходящихся на 1 вуз Рособразования
ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы
21
22 слайд
Распределение тематики научно-исследовательских проектов Программы по приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники Российской Федерации
ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы
22
23 слайд
Соответствие тематики научно-исследовательских проектов Программы приоритетам модернизации экономики и технологического развития
ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы
23
24 слайд
Федеральная целевая программа
«Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы»
ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы"
24
Цель Программы: создание в Российской Федерации современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии
25 слайд
Комплексы проектов Программы
25
ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы"
26 слайд
Удаленный доступ к уникальному оборудованию обеспечивает:
ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы"
расширение круга потенциальных пользователей оборудования и методик исследования;
широкопрофильную подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров для различных областей наноиндустрии за счет расширения спектра оборудования используемого при обучении.
Виды работ и услуг, предоставляемых в режиме удалённого доступа:
Образовательные услуги
Научно-исследовательская работа
Консультационные услуги
Виртуальный эксперимент
Реальный эксперимент без оператора (полный доступ)
Реальный эксперимент с оператором
Система удаленного доступа к уникальному научному оборудованию продемонстрирована на 11-ой Всероссийской выставке "Современная образовательная среда – 2009".
26
27 слайд
Аналитическая ведомственная целевая программа
«Развитие научного потенциала высшей школы
(2009-2010 годы)»
Задачи программы:
привлечение к научно-исследовательской деятельности молодых ученых, аспирантов, студентов;
получение новых знаний;
внедрение результатов научной деятельности в образовательный процесс;
повышение качества высшего профессионального образования.
27
АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)»
28 слайд
Результативность Программы
в 2006 – 2008 годах
28
АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)»
1 238выполнено научных проектов;
14 196 человек приняли участие в научных
исследованиях,
из них
4 350молодых учёных, докторантов,
аспирантов, студентов
29 слайд
Состав участников Программы в 2009 году
В рамках мероприятия 1 Программы 334 вуза выполняют
3801 научно-исследовательских работ
В рамках мероприятий 2 и 3 Программы 253 вуза выполняют 1925 проектов
29
АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)»
30 слайд
Соответствие проводимых исследований по Программе приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники Российской Федерации
30
АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)»
31 слайд
Распределение тематики проводимых исследований по приоритетам модернизации экономики и технологического развития Российской Федерации
31
АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)»
32 слайд
Развитие инновационной системы высшей школы
Цель - поддержка малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере деятельности в системе высшей школы, создания и развития ключевых элементов инновационной инфраструктуры:
32
бизнес-инкубаторов,
технопарков,
инновационно-технологических, рекламно-выставочных, информационно-аналитических, студенческих инновационных центров,
центров научно-технической экспертизы,
центров трансфера (передачи) технологий,
отделов по управлению интеллектуальной собственностью, консалтинга, маркетинга.
Рособразованием разработана целевая программа ведомства
«Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере»
33 слайд
1) проведен мониторинг вузов, подведомственных Рособразованию, по
готовности создания хозяйственных обществ:
121 вуз подтвердил свою готовность создать 925 малых
инновационных предприятий на 11 485 рабочих мест;
2) организована работа по внесению дополнений в уставы
подведомственных вузов и научных учреждений:
244 вуза внесли изменения в свои уставы;
3) на базе 42-х подведомственных Рособразованию вузов уже создано
112 хозяйственных обществ на 846 рабочих мест;
4) организованы разработка и обсуждение проекта целевой программы
ведомства «Содействие развитию малого и среднего
предпринимательства в инновационной сфере»;
5) разработаны и размещены на сайте Рособразования Методические
рекомендации по созданию бюджетными научными и образовательными
учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения
(внедрения) результатов интеллектуальной деятельности и макет устава
создаваемых хозяйственных обществ;
6) разрабатывается единая база данных Рособразования по
интеллектуальной деятельности подведомственных вузов и анкета
учета ее результатов.
33
Мероприятия Рособразования по реализации Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ:
34 слайд
Предложения вузов по повышению эффективности научно-исследовательской деятельности
Ежегодное проведение вузами инвентаризации результатов НИР для выявления новых и перспективных разработок, для коммерциализации и внедрения в промышленность.
Активизация участия вузов в ФЦП, в том числе программах Роснауки, международных научных проектах, а также работу по прямым договорам о создании научной продукции.
Создание вузами технопарков, бизнес-инкубаторов, вовлечение в их работу студентов и аспирантов с целью подготовки высококвалифицированных специалистов.
Внедрение в учебный процесс результатов научно-исследовательской деятельности в виде создания нового поколения учебных пособий, учебников, в том числе дистанционных и мультимедийных.
Организацию работы по формированию студенческих научных групп при научно-исследовательских лабораториях (центрах), студенческих конструкторских бюро.
Создание научными организациями на базе вузов лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность.
Создание вузами на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс.
Привлечение к учебному процессу ведущих ученых и представителей реального сектора экономики.
Создание в вузах системы кадрового резерва.
34
35 слайд
Спасибо за внимание!
35
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 657 020 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Трускова Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.