Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ДОКАЗЫВАНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ ФАКТИЧЕСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Муратова Надежда Георгиевна
доктор юридических наук,
профессор
2 слайд
Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 31 октября 2003г.
(ратифицирована Федеральным законом РФ от 8 марта 2006 года №40-ФЗ)
а) обещание, предложение или предоставление лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического лица или юридического лица, с тем что это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;
b) вымогательство или принятие лично или через посредника, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем что это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;
Емкие и доступные критерии необходимых требований к доказыванию коррупционных фактов
3 слайд
Критерии фактических обстоятельств отмывания доходов от преступлений:
Конверсия или утаивание имущества
Доходы от преступлений;
Сокрытие или утаивание преступного источника этого источника, местонахождения, способа перемещения, прав на имущество или его принадлежность;
Приобретение, владение или использование имущества
Если в момент его получения известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений.
4 слайд
Критерии фактических обстоятельств
(умышленные деяния):
Иными лицами
применение физической силы, угроз или запугивания;
обещание, предложение или предоставление неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний или вмешательства в процесс дачи показаний;
представлении доказательств в ходе производства в связи с совершением преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией;
Должностным лицом судебных или правоохранительных органов в ходе производства в связи с совершением преступлений
применением физической силы;
угроз, запугивания;
с целью вмешательства в выполнение должностных обязанностей;
5 слайд
Конвенция ООН против коррупции,
принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 31 октября 2003г.
Правила доказывания затрагивают необходимость создания в рамках внутренней правовой системы эффективную защиту от вероятной мести или запугивания в отношении свидетелей и экспертов, дающих показания в связи с коррупционным преступлением:
Установление процедур для физической защиты;
Принятия правил доказывания, позволяющие свидетелям и экспертам давать показания таким образом, который обеспечил бы безопасность таких лиц, - с помощью средств связи, (видеосвязи, рации и т.п.)
6 слайд
Практика механизма реализации ФЗ «О ратификации Конвенции ООН против коррупции» от 8 марта 2006 года № 40 ФЗ
Нидерланды
(с 2002 года действует Национальный Прокурор по делам коррупции)
Италия
(Антимафия - уполномоченные прокуроры и следственные судьи)
Испания
( с 1995 года Специализированная прокуратура по борьбе с экономическими преступлениями, связанными с коррупцией в составе Генеральной прокуратуры)
Россия и страны СНГ (специализированные подразделения, Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в составе Генеральной прокуратуры РФ)
Дания
(с 1973 г. введена должность Государственного прокурора по экономическим преступлениям и коррупции)
В мировой практике разработано несколько моделей антикоррупционных структур (отдельные ведомства или придание дополнительного статуса действующим правоохранительным органам.
7 слайд
Федеральный закон от 30 октября 2007 кода №237-ФЗ
«О ратификации Европейской конвенции
о передаче судопроизводств
по уголовным делам
от 15 мая 1972 года»
Российская газета от 3.11.2007г. №243 (4310)
Ратификация произошла с 2 оговорками и 5 заявлениями.
8 слайд
Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ
«О противодействии коррупции»
ФЗ «О противодействии коррупции»
Дал определение коррупции в виде перечня составов преступлений, расположенных в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки) и главе 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями);
Определил фактическую цель коррупционной деятельности – получение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершений перечисленных деяний от имени и в интересах юридического лица (п.п. а п.1 ч.1 ст.1 ФЗ №273)
9 слайд
Модель коррупционных преступлений
в уголовном законодательстве зарубежных стран
В УПК Франции определены нормы об ответственности за:
а) пассивную коррупцию и торговлю влиянием, совершенных лицами, занимающими публичную должность (параграф 2 отдела Ш «О нарушениях служебного долга»)
б) активную коррупцию и торговле влиянием, совершенных частными лицами (отдел 1 главы Ш «О посягательствах на государственное управление, совершенных частными лицами»)
в) пассивную коррупцию и активную коррупцию при посягательствах на публичную администрацию Европейских сообществ, государств-членов Европейского союза, других иностранных государств и публичных международных организаций(отдел 1, отдел П главы У)
Уголовный кодекс Аргентины:
Проявление схожести терминов: «Торговля влиянием», «злоупотребление властью», «взяточничество» и «растрата»
Уголовный кодекс Австрии:
применяется термин «принятие даров» - чиновниками (ст.304), руководящими должностными лицами(ст.305), экспертами (ст.306)
Уголовный кодекс Республики Сербия:
термины «вознаграждение», «подарок», «выгода» (ст.ст.253-255)
10 слайд
Модель коррупционных преступлений
в уголовном законодательстве зарубежных стран
Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран от 30 июля 1991г.:
Незаконное использование денежных средств, акций, документов, имущества, а также извлечение выгоды в личных интересах или в интересах других лиц – правовые оценки должностных преступлений работников государственных органов
Уголовный кодекс Кыргызской Республики
от 1 октября 1997г.
в главе 30 «Должностные преступления» дается отдельная статья 303 «Коррупция» - умышленные деяния, состоящие в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями с отдельными лицами или группировками в целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, создающее угрозу интересам общества и государства»
Уголовный кодекс штата Техас:
четко определил практически весь спектр коррупционных фактических обстоятельств – взяточничество- любая выгода (ст.36.02), подкуп (36.05), получение вознаграждения (36.07), предоставление подарка (36.08), предложение подарка (36.09)
11 слайд
УПК РФ 2001г.
Федеральным законом от 27 июля 2006г.№153-ФЗ в УПК РФ 2001г. внесен пункт 8 ст.73 «Обстоятельства, подлежащие доказыванию». В соответствии с этим пунктом по уголовному делу необходимо доказать обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации:
получено в результате совершения преступления или является доходом от этого имущества, либо
использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления, либо
финансирования терроризма,
организованной группы,
незаконного вооруженного формирования,
преступного сообщества (преступной организации).
12 слайд
Выводы автора
Необходимо внести в ст.73 УПК РФ пункт 9 следующие содержания: «Обстоятельства, подтверждающие, торговлю влиянием, утаивание имущества-доходов, представление и получение выгоды в виде материальных благ, любых преимуществ физическими и юридическими лицами, вопреки законным интересам общества и государства»
Необходимо расширить перечень источников доказательств, перечисленных в ч.2 ст.74 УК РФ «Доказательства», дополнив ее п.4.1 – аудиозапись, 4.2.- видеозапись, 4.3.- электронный обыск, 4.4. –электронное прослушивание, 6.1- электронный документ, 6.2. – электронная подпись, 6.3.- акты ревизий и проверок.
Меры безопасности участников уголовного судопроизводства должны быть сосредоточены в самостоятельной главе 21.1 «Система мер безопасности и правила их реализации», в которой должны быть перечислены все уголовно-процессуальные меры безопасности, существующие по УПК РФ 2000г. (изменение личных анкетных данных, отсутствие визуального наблюдения при проведении следственных действий, контроль и запись телефонных переговоров, закрытые судебные заседания). Это будет способствовать международно-правовым требованиям о создании внутренней правовой системы эффективной защиты от вероятной мести или запугивания в отношении свидетелей и экспертов, дающих показания в связи с коррупционным преступлением: а) установление процедур для физической защиты; b) принятия правил доказывания, позволяющие свидетелям и экспертам давать показания таким образом, который обеспечил бы безопасность таких лиц (ч.2 ст.32 «Защита свидетелей, экспертов и потерпевших» Конвенция ООН против коррупции).
Следующим шагом законодателя, представляется, должно быть продолжение перечня обстоятельств, подлежащих доказыванию, но уже с позиций антикоррупционного законодательства, принятого в стране и мире.
1
2
3
13 слайд
Благодарю за внимание
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 661 452 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Данилина Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.