Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Глава 1
Принципы экономики
6. Из истории экономики
и экономической науки
2 слайд
Глава 1. Принципы экономики
2
6. Из истории экономики и экономической науки
Вехи экономической мысли
C 1776 до 1870 г. Акцент на человека
и его экономический субъективизм.
С середины 1870-х гг. до 1936 г. Акцент на изучение полезности
и поведения потребителя.
С 1936 г. до середины 1970-х гг. Акцент на анализ экономики
страны в целом.
С середины 1970-х гг. до настоящего времени. Акцент на прикладную экономику.
3 слайд
Глава 1. Принципы экономики
3
6. Из истории экономики и экономической науки
Российская экономическая мысль
С 1776 до 1870 г. Реакция на смитсонианство — комплексный подход
к экономике.
С середины 1870-х до 1930-х гг. Реакция
на маржинализм — определение предмета и метода экономики.
С конца 1930-х гг. до начала 1990-х гг. Попытки создать теорию плановой экономики.
С начала 1990-х гг. по настоящее время. Разработка теории переходного периода
и восстановление рыночной экономики.
4 слайд
Глава 1. Принципы экономики
4
6. Из истории экономики и экономической науки
Экономические школы
Классицизм
Маржинализм
Институционализм
Кейнсианство
Монетаризм
5 слайд
Глава 1. Принципы экономики
5
6. Из истории экономики и экономической науки
Классическая школа
Основные идеи:
стоимость создается трудом;
экономические агенты максимизируют прибыль путем минимизации издержек;
конкуренция и рынок совершенны;
цены неуклонно приводят спрос и предложение
в равновесие;
государственное вмешательство в экономику с целью ее регулирования нежелательно;
оптимальный уровень производства находится
на уровне полной занятости и полного использования производственных мощностей;
деньги экономически нейтральны;
безработица — следствие слишком высокой реальной зарплаты.
6 слайд
Глава 1. Принципы экономики
6
6. Из истории экономики и экономической науки
Экономист
классической школы
Адам Смит (1723—1790), британский философ
и экономист, автор “Исследования
о природе и причинах богатства народов" (1776) — первого труда по основам экономической науки.
7 слайд
Глава 1. Принципы экономики
7
6. Из истории экономики и экономической науки
Маржинализм
(от франц. marginal — предельный) — школа экономической мысли, объясняющая экономические процессы исходя из предельных, приростных величин. Основные идеи:
меновая стоимость блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага (предельной полезностью),
экономические агенты действуют индивидуально, рационально
и максимизируют полезность.
8 слайд
Глава 1. Принципы экономики
8
6. Из истории экономики и экономической науки
Маржиналист
Леон Вальрас (1815—1910), швейцарский экономист, создал модель общего равновесия в экономике. Один из первых маржиналистов.
Автор книги “Элементы чистой экономики” (1874).
9 слайд
Глава 1. Принципы экономики
9
6. Из истории экономики и экономической науки
Институционализм
Основные идеи :
государство должно контролировать экономику;
экономический рост зависит от системы собственности, политических, правовых, институциональных и социальных ограничений;
главными агентами экономического процесса являются люди, а не фирмы или правительства;
поведение индивидов может быть иррациональным;
сильное влияние на экономику оказывает уровень развитости государственных и частных институтов,
в особенности институтов управления.
10 слайд
Глава 1. Принципы экономики
10
6. Из истории экономики и экономической науки
Основатель макроэкономики
Джон Мэйнард Кейнс (1883—1946), английский экономист, заложивший основы макроэкономики.
Автор книги "Общая теория занятости, процента и денег" (1936).
11 слайд
Глава 1. Принципы экономики
11
6. Из истории экономики и экономической науки
Качества экономиста
Он должен уметь разглядеть в частном общее, одновременно держать в уме и абстрактное,
и конкретное.
Он должен изучать настоящее в свете прошлого
во имя предвидения будущего.
Ни одну сторону природы человека и его институтов экономист не должен полностью оставлять без своего внимания.
Он должен быть одновременно целеустремлен
и объективен, беспристрастен и неподкупен, как художник, но вместе с тем иногда столь же близок к реальной жизни, как и политический деятель.
Дж. Кейнс
12 слайд
Глава 1. Принципы экономики
12
6. Из истории экономики и экономической науки
Кейнсианство
Основные идеи:
рыночная экономика — неустойчивая
и несовершенная система;
цены не могут сбалансировать спрос и предложение;
зарплаты негибки и факторы производства используются не полностью;
государство должно активно вмешиваться
в экономику;
скорость обращения денег непостоянна
и непредсказуема;
будущее поведение экономических объектов зависит от их ожиданий;
безработица — следствие недостаточной емкости рынков товаров.
13 слайд
Глава 1. Принципы экономики
13
6. Из истории экономики и экономической науки
Монетаризм
Основные идеи:
рыночная экономика обладает внутренней устойчивостью;
неустойчивость возникает из-за государственного вмешательства;
скорость обращения денег относительно постоянна;
экономику можно стимулировать через прямое регулирование объема денежной массы;
инфляция является денежным феноменом
и зависит от темпов роста денежной массы.
14 слайд
Глава 1. Принципы экономики
14
6. Из истории экономики и экономической науки
Экономическая мысль сегодня
Главное течение (mainstream) — доминирующее направление экономической мысли, основанное преимущественно
на неоклассической школе.
15 слайд
Глава 1. Принципы экономики
15
6. Из истории экономики и экономической науки
Макро- и микроэкономика
Микроэкономика (microeconomics) — часть экономической науки, изучающая закономерности поведения домохозяйств, предприятий и частично государства как потребителей и производителей, а также функционирование рынков товаров, услуг
и факторов производства
Макроэкономика (macroeconomics) — часть экономической науки, изучающая закономерности поведения всех экономических агентов вместе, и прежде всего государства, его внутриэкономическую и внешнеэкономическую политику.
16 слайд
Глава 1. Принципы экономики
16
6. Из истории экономики и экономической науки
Позитивная и нормативная
Позитивная экономика (positive economics) — совокупность систематических знаний об экономической реальности, относящихся к тому, что есть.
Нормативная экономика (normative экономика) — рекомендации, как изменить экономическую реальность, совокупность знаний от том, что должно быть.
17 слайд
Глава 1. Принципы экономики
17
6. Из истории экономики и экономической науки
Качества экономиста
Экономист высшей пробы должен обладать редким сочетанием множества способностей.
Он должен обладать громадным объемом знаний в самых разных областях
и сочетать в себе таланты, которые редко совмещаются в одном лице.
Он должен — в известной мере — одновременно быть математиком, историком, государствоведом, философом.
Он должен понимать язык знаков, символов и уметь выражать свои понятия
и концепции словами.
Дж. Кейнс
18 слайд
Глава 1. Принципы экономики
18
6. Из истории экономики и экономической науки
Выводы (1)
На разных этапах истории в мировой экономической мысли преобладали
идеи экономического человека,
предельной полезности товара,
необходимости государственного регулирования экономики в целом,
решения прикладных экономических задач.
19 слайд
Глава 1. Принципы экономики
19
6. Из истории экономики и экономической науки
Выводы (2)
История российской экономической науки характеризуется:
системным подходом,
комплексным исследованием роли государства, этических, духовных
и иных факторов,
разработкой аграрного вопроса,
в последние годы — экономики переходного периода.
20 слайд
Глава 1. Принципы экономики
20
6. Из истории экономики и экономической науки
Выводы
Наибольшее влияние имеют четыре экономические школы — классическая, кейнсианская, монетаристская
и институциональная.
Черты этих и ряда других школ можно найти
в экономической политике любой страны.
Условно экономика делится
на микроэкономику и макроэкономику, а также множество специальных экономических дисциплин.
В экономике используются позитивные
и нормативные суждения.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 662 946 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Мельникова Наталья Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.