Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Урок экологии
Кислотные осадки:
под каким дождем
мы мокнем
Начать
2 слайд
3 слайд
Термин "кислотный дождь" существует
уже более 100 лет; впервые его использовал
британский исследователь
Роберт Ангус Смит в 1882 году,
когда опубликовал книгу
"Воздух и дождь: начало химической
климатологии ".
Кислотные дожди (или более правильно,
кислотные осадки, так как выпадение
вредных веществ может происходить
как в виде дождя, так и в виде снега, града)
наносят значительный экологический,
экономический и эстетический ущерб.
4 слайд
Реакция мировой общественности
Впервые проблема кислотных дождей стала предметом серьезного обсуждения на ХХVIII Генеральной ассамблее Международного союза по теоретической и прикладной химии (ИЮПАК), проходившей в Мадриде в сентябре 1975г.
В 1983г. вступила в силу "Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большое расстояние", в которой указано, что страны должны стремиться к ограничению и постепенному уменьшению загрязнению воздушной среды, включая загрязнения, выходящие за пределы своего государства.
В июле 1985г. в Хельсинки 20 государств Европы и Канада подписали Протокол о 30%-ном снижении выбросов оксидов серы на территории этих государств или их трансграничных потоков на территории соседних государств.
Проблема охраны атмосферного воздуха от загрязнений отражена и в Законе России об охране окружающей среды (2002г.).
5 слайд
Причины образования кислотных дождей
вулканы
Естественные причины
гроза
6 слайд
Причины образования кислотных дождей
Искусственные источники
минеральные удобрения
сжигание топлива
топливо самолетов
нефтепереработка
автотранспорт
7 слайд
Причины образования кислотных дождей
Ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается около 200 млн. т твердых частиц (пыль, сажа и др.), 200 млн.т сернистого газа (SO2), 700 млн. т оксида углерода (II), 150 млн. т оксидов азота (NOx), что составляет в сумме более 1 млрд. т вредных веществ.
Источниками возникновения кислотных осадков являются соединения серы и азота.
8 слайд
Сера
содержится в таких полезных ископаемых как уголь, нефть, железные, медные и др. руды; одни из них используют как топливо, другие направляют на предприятия химической и металлургической промышленности.
При переработке (в частности, при обжиге руд) сера переходит в химические соединения, например, в сернистый газ (оксид серы (IV)). Образовавшиеся соединения частично улавливаются очистными сооружениями, остальное их количество выбрасывается в атмосферу. Соединяясь с парами воды, предварительно окисленный оксид серы (IV) образует серную кислоту.
9 слайд
Сера
В большинстве антропогенных выбросов преобладают оксид серы (IV) и сульфаты. Сульфаты выделяются при сжигании топлива и в ходе таких промышленных процессов, как нефтепереработка, производство цемента и гипса, серной кислоты. Из природных источников серосодержащих соединений важную роль играют биогенные выбросы из почвы и продукты жизнедеятельности растений. В настоящее время в науке недостаточно данных о механизме процессов, в результате которых выделяются соединения серы.
10 слайд
Сера
При извержениях вулканов преобладает оксид серы (IV), в меньшем количестве в атмосферу поступает сероводород, а также сульфаты в виде аэрозолей и твердых частиц. Ежегодно во всем мире в результате вулканической деятельности выделяется 4-16 млн. т соединений серы (в пересчете на SO2) .
11 слайд
Азот
содержится в топливе многих видов ископаемых, например, в угле и нефти. Из антропогенных источников выделяется около 93 % оксидов азота (II), который в результате химических реакций в атмосфере превращается в оксид азота (IV), который и образует с водой азотную кислоту.
12 слайд
Природные источники оксидов азота - это грозовые разряды и молнии, а также биогенные вещества. Летучие органические соединения, в отличие от оксидов серы и азота, поступают в атмосферу главным образом из природных источников (65% от общего количества). Основной источник этих веществ - растения, в результате жизнедеятельности которых образуются сложные органические вещества.
13 слайд
Последствия кислотных дождей
в природе
В результате выпадения кислотных осадков нарушается равновесие в экосистемах, ухудшается продуктивность сельскохозяйственных растений и питательные свойства почв.
14 слайд
Последствия кислотных дождей
в технике
В результате коррозии разрушаются металлические конструкции.
15 слайд
Последствия кислотных дождей
в архитектуре
Кислотные осадки разрушают сооружения из мрамора и известняка.
Исторические памятники Греции и Рима, простояв тысячелетия, за последние годы разрушаются прямо на глазах.
16 слайд
Последствия
кислотных дождей
в архитектуре
Такая же судьба грозит
и Тадж-Махалу –
шедевру индийской архитектуры
периода Великих моголов,
в Лондоне - Тауэру и
Вестминстерскому
аббатству…
17 слайд
Последствия
кислотных дождей
архитектура
18 слайд
Последствия
кислотных дождей
… в Санкт-Петербурге –
Казанскому собору,
Александро-Невской Лавре и др.
19 слайд
Последствия кислотных дождей
в архитектуре
На соборе Св. Павла слой портлендского известняка изъеден на 2.5 см.
В Голландии статуи на соборе Св. Иоанна "тают, как леденцы".
Черными отложениями, этим "раком камня", изъеден королевский дворец на площади Дам в Амстердаме.
20 слайд
Последствия кислотных дождей
В каждом регионе имеются здания, подвергшиеся разрушению в результате кислотных осадков. Перечислите сооружения и памятники архитектуры вашего региона, которые подверглись, с вашей точки зрения, воздействию кислотных осадков.
21 слайд
Закисление водных объектов
В своей эволюции живые организмы выработали приспособления к среде обитания, однако они могут нормально существовать только в определенном интервале рН. Изменения рН влечет за собой глубокие биохимические перестройки водных экосистем.
22 слайд
Когда рН снижается до 6,5-6,0,
погибают многие моллюски,
ракообразные, гибнет икра
земноводных. При рН равным
6,0-5,0 гибнут наиболее
чувствительные планктонные
организмы и насекомые, сиговые
рыбы, форель, хариус, лосось,
плотва, окунь и щука. Рыба гибнет
не только от прямого действия
кислоты. Вытесненный из горных
пород и донных отложений
подвижный алюминий повреждает
жаберный аппарат. Из-за нарушения
кальциевого равновесия рыба теряет
способность к воспроизводству.
При рН менее 5,5 мхи и нитчатые
водоросли вытесняют основную
растительность водоема, иногда
в воду даже переселяется
сфагновый мох - обитатель суши.
При рН ниже 4,5 в воде озер
вымирают микроорганизмы,
развиваются анаэробные
(бескислородные) процессы
с выделением метана и
сероводорода.
рН водных объектов
23 слайд
Методы отбора проб воды
Наблюдение за атмосферными осадками и изучение метода отбора их проб представляет интерес как с точки зрения метеорологической оценки выпавших осадков, так и с точки зрения их дальнейшего анализа на содержание тяжелых металлов, сульфатов, нитратов, кислотность и др.
Сбор жидких осадков (дождевой воды) проводится с помощью простого дождемера, состоящего из воронки (обычно, диаметром не менее 20 см) и мерного цилиндра. Дождевая вода может собираться и в других емкостях (ведра, химические склянки).
24 слайд
Методы отбора проб снега
Отбор проб твердых осадков (снега) обычно проводится методом вырезания кернов- цилиндрических образцов снега, с использованием глубоких цилиндрических предметов (трубы, металлические цилиндры, банки и др.) с диаметром свыше 100мм.
25 слайд
Дополнительные материалы
Дополнительная
информация на сайте:
http://www.eko_prakt.ru
Выход
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 609 590 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Климчук Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.