Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Свет как экологический фактор
Экология растений
6 класс
Автор: учитель экологии МАОУ «СОШ №95 с УИОП»
к.п.н. Некрасова Светлана Валерьевна
2 слайд
«Мы об этом не думаем, но все, что ходит, двигается, живет на нашей планете, есть дитя Солнца».
Камиль Фламмарион
(1842 – 1925)
3 слайд
Свет как экологический фактор
1. Продолжите список практического применения знаний по экологии растений:
хозяйственное освоение целинных и залежных земель, районов развития мерзлоты, пустынь и болот;
акклиматизация растений;
…
…
4 слайд
Свет как экологический фактор
2. Экология утверждает новый взгляд на природу. Исходя из своей экологической культуры, как ты поступишь в следующих ситуациях?
А) Во время прогулки с классом ты нашел в лесу поляну с ландышами. Каковы будут твои действия?
Б) Саша любит Дашу, а Даша очень любит … цветы. Какой выход ты предложишь Саше, чтобы завоевать сердце Даши?
В) Собирая в лесу ягоды, ты увидел, что ребята обламывают побеги смородины с плодами. Вырази свое отношение к их поступку.
Г) Ты пошел с друзьями в лес по грибы. Несколько ребят, увидев мухоморы и поганки, принялись сбивать их и топтать ногами. Выскажи свое мнение по этому поводу.
5 слайд
Свет как экологический фактор
3.Перечислите отличия растений от животных.
6 слайд
Каково значение света в жизни растений?
7 слайд
Свет и фотосинтез
Свет играет для растений весьма важную роль – от интенсивности солнечного освещения зависит продуктивность, производительность растений.
Без света невозможна фотосинтетическая деятельность, а без жизнедеятельности растительных организмов невозможна жизнь вообще, поскольку только зеленые растения имеют способность синтезировать так необходимый всем живым существам кислород.
Фотосинтез – это процесс образования органического вещества и кислорода из воды и углекислого газа в листьях на свету.
CO2 + H2O → (CH2O) + O2
8 слайд
Свет и фотосинтез
углекислый газ
кислород
вода
9 слайд
Свет в жизни растений
Есть и другие аспекты воздействия света на живые организмы: необходимость света для растений существенно влияет на структуру сообществ. Распространение водных растений, океанических животных и планктона ограничено областью проникновения солнечных лучей.
10 слайд
Свет в жизни растений
Каждое местообитание характеризуется определенным световым режимом, определяемым интенсивностью (силой), количеством и качеством света.
Интенсивность (сила) света измеряется энергией, приходящейся на единицу времени: Дж/м2с.
На этот фактор сильно влияют особенности рельефа. Наибольшей силой обладают прямые солнечные лучи, но растения более полно используют рассеянный свет.
11 слайд
Свет в жизни растений
Количество света определяется суммарной радиацией. От полюсов к экватору количество света увеличивается.
12 слайд
Фотопериодизм
Свет является исключительно важным сигнальным фактором, поскольку именно смена освещения, световой режим обуславливают изменение жизнедеятельности (периоды покоя и интенсивной жизнедеятельности) и определяют периоды сокодвижения, размножения и другие биологические явления у растений, т. е. регулируют ритмику их суточной и сезонной жизни.
13 слайд
Фотопериодизм
Сигналом о приближении зимы служит уменьшение длины дня, которое всегда тесно связано с последующим похолоданием.
Ритмические изменения морфологических (форма и строение организма), биохимических и физиологических свойств и функций организма под влиянием чередования и длительности освещения называются фотопериодизмом.
14 слайд
Фотопериодизм
Под фотопериодическим контролем находятся практически все процессы, связанные с развитием и размножением растений.
По отношению к фотопериодизму растения делятся на три типа:
Растения короткого дня.
Растения длинного дня.
Растения нейтральные к длине дня.
15 слайд
Фотопериодизм
- Растения короткого дня (зацветание и плодоношение наступает при 8-12-часовом освещении). Это растения южных районов. Например, гречиха, подсолнечник, просо, конопля и др.
16 слайд
Фотопериодизм
- Растения длинного дня (требуют удлинения дня до 16-20 часов). Это большинство растений умеренных широт. Например, рожь, ячмень, лук, лен, морковь.
17 слайд
Фотопериодизм
- Растения, нейтральные к длине дня. Среди таких растений можно назвать виноград, бархатцы, флоксы, сирень.
18 слайд
Свет в жизни растений
Вывод: свет влияет на рост и развитие растений, на интенсивность фотосинтеза, вызывает изменение влажности и температуры среды, является важным фактором, обеспечивающим суточные и сезонные биологические циклы.
19 слайд
Свет как экологический фактор
Объясните следующее четверостишие:
Солнышко красно,
Гори-гори ясно!
В небо пташкой залети,
Нашу землю освети,
Чтоб садам и огородам
Зеленеть, цвести, расти!
20 слайд
Выберите вопрос и обсудите его с друзьями:
Великий русский ботаник К. А. Тимирязев писал, что крахмал образуется в зеленых листьях и только на свету. Почему же в клубных картофеля, которые находятся в темноте под землей, содержится много крахмала?
Однажды произошел неожиданный случай: внутри арбуза проросло семя и образовало корни, длинную плеть (стебель) и три листочка. Листочки, а также плеть (и корни) были белые. Почему?
Деревья, растущие в городах на теневой стороне, наклоняются от стен высоких домов к середине улицы. Почему?
Фотосинтез был открыт в конце 18 века. В 1771 г. англ. химик Джозеф Пристли заключил мышь под стеклянный колпак. Через 5 часов мышь погибла. Когда под колпаком лежала ветка мяты, мышь осталась жива. Пристли заключил, что животные делают своим дыханием воздух непригодным для жизнедеятельности, а растения восстанавливают его, т. е. делают пригодным для жизнедеятельности. Однако опыт с мышью не всегда удавался. Голландец Ингенхауз (1779) показал, что непременным условием удачного опыта является наличие …?
21 слайд
Домашнее задание:
§ 3, 4.
Задание 3 – 6 в тетради на печатной основе.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 659 991 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Чухиль Наталья Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.