Методы цитологии. Клеточная теория

Методы цитологии. Клеточная теория

* Методы цитологии. Клеточная теория. МОУ «Фоминичская СОШ» : учитель биологии Iкатегории - Афанасьева Татьяна Алексеевна

Цели урока: Рассмотреть клеточный уровень организации жизни и его особенности. Изучить историю развития цитологии. Сформировать представление об особенностях методов, применяемых в современных цитологических исследованиях. Рассмотреть современные положения клеточной теории.

Цитология исследует элементарные единицы строения, функционирования и воспроизведения живой материи. Объекты ее исследования – клетки многоклеточных организмов, бактериальные клетки и клетки простейших, грибов и растений. 1.Цитология – это наука, которая занимается изучением строения клетки и принципов её жизнедеятельности. Что такое клетка? Каковы её особенности ? Что вы знаете о клетках? I.Изучение нового материала.

английский естествоиспытатель, учёный-энциклопедист. обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему монастырские кельи, и он назвал эти ячейки клетками (по-английски cell означает «келья, ячейка, клетка»). Роберт Гук (1635-1703гг)

Антони ван Левенгук (1632—1723) В 1674 году этот голландский мастер с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды «зверьков» — движущиеся живые организмы. Впервые наблюдал ядро в яйцеклетке курицы. Я.Э.Пуркине

Карл Максимович Бэр (1792-1876гг) Открытия, сделанные К.М.Бэром, показали, что клетка – единица не только строения, но и развития организмов.

Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881гг) В 1837 Шлейден предложил новую теорию образования растительных клеток, признавая решающую роль в этом процессе клеточного ядра. В 1842 он впервые обнаружил ядрышки в ядре.

Теодор Шванн (1810- 1882гг) Выдвинул идею об общности строения животных и растений и универсальности клеточной организации, впервые применив термин «клеточная теория».

Рудольф Вирхов (1821—1902) Описал процесс деления клетки и сформулировал одно из важнейших положений клеточной теории: "Всякая клетка происходит из другой клетки".

3.Положения современной клеточной теории: клетка является универсальной структурой и функциональной единицей живого; все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности; клетки образуются только при делении предшествующих им клеток; клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована и организм представляет целостную систему.

4. Методы цитологии. Задание : прочтите на стр. 22 – 24 ст. «Методы цитологии» и охарактеризуйте их, с чем связано их развитие.

До начала 30-х гг. ХХв. в цитологии преобладало морфологическое изучение структур клетки, видимых в световой микроскоп . Современный световой микроскоп. В 1928- 1931гг был сконструирован электронный микроскоп. В середине ХХ века – сканирующий электронный микроскоп. Сканирующий электронный микроскоп.

Информационные источники www.krugosvet.ru/articles/37/1003732/0002735g.htm az.lib.ru/.../text_0070/index.shtml www.college.ru/.../scientist/schleiden.html www.hrono.info/biograf/bio_f/fleming_a.html www.hist.msu.ru molbiol.ru/forums/index.php?showtopic=105009 all-photo.ru/empire/index.ru.html?big=on&img=...