Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Биогеоценозы и биоценозы.
Презентация Климовой Ирины Генриховны учителя биологии I квалификационной категории МОУ СОШ №11 г.Североуральска Свердловской области
2 слайд
Задачи:
изучить структуру биогеоценозов и биоценозов,
рассмотреть показатели, характеризующие биоценоз,
выявить продуктивность биоценозов,
развивать умение выделять главное, делать выводы.
2
3 слайд
Академик Владимир
Николаевич Сукачёв
- советский ботаник,
лесовод, географ. В
(1880-1967) 1940 году дал определение биогеоценоза.
3
4 слайд
Биогеоценоз хвойного (слева) и смешанного
лесов.
Биогеоценоз – это биоценоз, неразрывно связанный с неорганическими компонентами (почва, влага, атмосфера и т.п.).
4
5 слайд
Биоценоз пресного водоёма.
Биоценоз – это сообщества растительных и животных организмов, населяющих участок биосферы с однородными условиями существования.
5
6 слайд
Структура биогеоценоза и схема взаимодействия
6
7 слайд
Взаимоотношения организмов в биоценозе
7
8 слайд
Внутри экологической системы органические вещества создаются автотрофными организмами (например, растениями).
Растения поедают животные, которых, в свою очередь, поедают другие животные. Такая последовательность называется пищевой цепью; каждое звено пищевой цепи называется трофическим уровнем (греч. trophos «питание»)
8
9 слайд
Схема цепи питания.
9
10 слайд
Трофические цепи
пастбищные
дендритные
11 слайд
11
12 слайд
сети.
12
13 слайд
Пример пастбищной цепи (выедания)
Сок
растения
тля
Божья коровка
паук
Насекомоядная птица
14 слайд
Существует ещё одна группа организмов, называемых редуцентами. Это сапрофиты (обычно, бактерии и грибы), питающиеся органическими остатками мёртвых растений и животных (детритом).
Детритом могут также питаться животные – детритофаги, ускоряя процесс разложения остатков. Детритофагов, в свою очередь, могут поедать хищники. В отличие от пастбищных пищевых цепей, начинающихся с первичных продуцентов (то есть с живого органического вещества), детритные пищевые цепи начинаются с детрита (то есть с мёртвой органики).
15 слайд
Тела погибших растений и животных еще содержат энергию и "строительный материал». Эти органические материалы разлагаются микроорганизмами, а именно грибами и бактериями, живущими как сапрофиты на органических остатках. Упавшие деревья и ветви могут разлагаться многие годы. Очень существенную роль в разложении древесины (и других растительных остатков) играют грибы, которые выделяют фермент целлюлазу, размягчающий древесину, и это дает возможность мелким животным проникать внутрь и поглощать размягченный материал.
16 слайд
Приведем две типичные детритные пищевые цепи наших лесов (разложения)
Мёртвое
животное
муха
лягушка
уж
опад
Дождевой
червь
дрозд
Ястреб –
перепелятник
17 слайд
Биоценозы характеризуются определёнными показателями, имеющими количественное выражение:
Видовое разнообразие – число видов растений и животных, образующих биоценоз.
Плотность видовых популяций, т.е. количество особей данного вида, рассчитанное на единицу площади или единицу биомассы.
Биологическая продуктивность - скорость продуцирования биомассы. Различают первичную и вторичную продуктивность.
17
18 слайд
Выберите правильные суждения.
Дал определение биогеоценозу русский академик Вернадский.
Цепи питания иначе называют трофическими цепями.
Структуру биогеоценоза составляют только растения, животные и микроорганизмы.
Пищевую цепь составляют растения и микроорганизмы.
Существуют пастбищные и детритные цепи.
Пастбищная цепь начинается с зелёных растений.
Детритом питаются животные детритофаги.
Биоценозы характеризуются только видовым разнообразием и биологической продуктивностью.
19 слайд
Правильный ответ:
2, 5, 6,7
20 слайд
Использованные ресурсы
http://www.prometeus.nsc.ru/science/sibvar/060701/04.jpg
http://nrc.edu.ru/est/img/o240.jpg
http://nrc.edu.ru/est/img/o240.jpg
http://aquarium.at.ua/landsaht/0195cdeb675a.jpg
http://www.ecololife.ru/images/books/580/image204.gif
http://www.ejonok.ru/nature/biology/big/357.jpg
http://900igr.net/datas/geografija/Ekosistema/0005-005-V-protsesse-pitanija-organizmy-svjazany-mezhdu-soboj-v-opredeljonnoj.jpg
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%
Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл: учебник для общеобразоват. учреждений /С.Г.Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 654 995 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Карамчакова Евгения Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.