Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Внутреннее строение насекомых
Разработал
учитель химии и биологии
Петреня Игорь Михайлович
Государственное учреждение образования
«Брагинская средняя школа»
г.п. Брагин Гомельской области
2 слайд
Задачи урока
Вспомним известное:
особенности строения членистоногих, ракообразных.
Узнаем новое:
строение систем органов насекомых, их функции;
особенности поведения насекомых.
Учимся сравнивать:
строение и работу систем органов и формы поведения ракообразных и насекомых.
26.12.2020
2
3 слайд
Проверим домашнее задание
Обсудите в паре друг с другом ответы на вопросы
1. Перечислите, в каких местах на нашей планете встречаются насекомые. Приведите примеры. Какие приспособления у них выработались к условиям проживания?
2. Назовите отделы тела насекомых. Перечислите органы, которые находятся на каждом отделе тела. Какова их функция?
4. Какие типы ротового аппарата насекомых вам известны. Как они устроены и как работают? Приведите примеры.
26.12.2020
3
Обсудите в паре друг с другом ответы на вопросы
5. Какие типы усиков (антенн) у насекомых вам известны? Какова их роль?
6. Как устроены глаза насекомых? Какой тип зрения у них?
7. Каковы особенности строения крыльев у насекомых? Какова их роль для всего класса?
8. Какие типы ножек у насекомых вы знаете? Как они работают?
9. Каковы особенности строения покровов тела насекомых?
10. Какие особенности внешнего строения насекомых позволили им занять для проживания всю планету?
4 слайд
Системы внутренних органов
26.12.2020
4
Передний отдел:
рот, глотка,
пищевод,
зоб, муск. желудок;
слюнные железы.
Средний отдел:
кишка, нет печени.
Задний отдел:
кишка заканчивается
анусом
Пищеварительная система
В переднем отделе – измельчение и первичная обработка пищи.
В среднем – всасывание питат. веществ. В заднем – всасывание воды.
брюшко
грудь
голова
трахея
полов.
железа
кров. сос.
антенны
«мозг»
анус
дыхальца
сердце
нерв.
ствол
зоб
желудок
рот
глотка
кишка
5 слайд
Системы внутренних органов
26.12.2020
5
Спинной
сосуд – сердце
имеет камеры и
клапана.
Сосуды
открываются в
полость тела.
Гемолимфа
Кровеносная система
Незамкнутая. Гемолимфа транспортирует питат. вещества, продукты
обмена, выполняет защитную функцию. Функция газообмена незнач.
брюшко
грудь
голова
трахея
полов.
железа
кров. сос.
антенны
«мозг»
анус
дыхальца
сердце
нерв.
ствол
зоб
желудок
рот
глотка
кишка
6 слайд
Системы внутренних органов
26.12.2020
6
Дыхательная система
система разветвлённых трубочек: трахей и трахеол; возд. мешки.
дыхальца
трахея
воздушные
мешки
трахея
продольная
трахея
дыхальца
грудные
дыхальце
брюшное
тр. пучок
трахеола
Наилучшая вентиляция
органов дыхания происходит
во время полёта
7 слайд
Системы внутренних органов
26.12.2020
7
Выделительная система
Трубчатые мальпигиевы сосуды извлекают из гемолимфы вредные продукты жизнедеятельности и выводят в задний отдел кишечника. Там они обезвоживаются и выделяются наружу через анус.
средняя кишка
фекалии
мальпигиевы
сосуды
задняя кишка
прямая кишка
средняя кишка
мальпигиевы сосуды
прямая кишка
задняя кишка
8 слайд
Системы внутренних органов
26.12.2020
8
Половая система
Раздельнополые животные. Характерен половой диморфизм.
У самцов – парные семенники, у самок – пара яичников.
у самца
у самки
9 слайд
Системы внутренних органов
26.12.2020
9
виды нервной системы
слияние
грудных и
брюшных
ганглиев
около-
глоточное
кольцо
нервы
грудные
ганглии
брюшные
ганглии
«мозг»
Нервная система
Состоит:
надглоточный ганглий-«мозг» и окологлоточное нервное кольцо, грудные и брюшные нервные узлы, нервные стволы и нервы.
Обеспечивает нервную регуляцию функций всех органов насекомого и их сложные формы поведения
у медведки
у мухи
10 слайд
Сенсорные системы
Жизнедеятельность насекомых сопровождается обработкой звуковой, обонятельной, зрительной и другой сенсорной информации – пространственной, геометрической, количественной. Одной из многих загадочных и интересных особенностей насекомых является их умение с помощью собственных «приборов» точно оценивать ситуацию. Наши знания об этих устройствах незначительны, хотя они широко используются в природе. Это и определители различных физических полей, которые позволяют предсказывать землетрясения, извержения вулканов, наводнения, изменения погоды. Это и чувство времени, отсчитываемое внутренними биологическими часами, и чувство скорости, и способность к ориентации и навигации и многое другое.
Источник: Жданова. Т.Д. Окна в мир. http://www.portal-slovo.ru/impressionism/36342.php.
26.12.2020
10
Также сенсорными системами называют анализаторы. Понятие «анализатор» ввёл российский физиолог И.П.Павлов.
Анализаторы (сенсорные системы) это совокупность образований, которые воспринимают, передают и анализируют информацию из окружающей и внутренней среды организма.
Источник: Свободная энциклопедия Википедия. Сенсорная система.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0 .
клетки (в органе чувств)
воспринимают
«мозг»
анализирует
нерв
передаёт
Зрительная сенсорная система
и орган зрения глаза
Обонятельная, осязательная и вкусовая сенсорные системы
и органы обоняния и осязания антенны,
органы вкуса на ротовом аппарате (у бабочек на конечн.)
11 слайд
Поведение
26.12.2020
11
Для насекомых характерно чрезвычайно сложные формы поведения.
Это результат высокоразвитой нервной системы и тонкой работы органов чувств.
Инстинкты – врождённые поведенческие реакции организма.
Многие инстинкты связаны с заботой о потомстве, особенно сложны у общественных насекомых.
Уховёртка
опекает малышей
пчёлы собирают
нектар
12 слайд
Ответим на вопросы
и подведём итоги
1. Каковы особенности строения внутренних систем органов насекомых: пищеварительной, кровеносной, дыхательной, выделительной, половой, нервной?
2. Какие сенсорные системы насекомых вам известны? Каков принцип строения и работы анализатора?
3. Каковы особенности поведения насекомых? С чем это связано? Поясните.
26.12.2020
12
13 слайд
Домашнее задание
1. По учебнику изучить
материал §20 и §21.
2. Ответить устно
на вопросы №1 - №7 на с.80
и на №1 - №5 на с.83.
26.12.2020
13
14 слайд
Активные ссылки на использованные изображения
динамичная схема полёта насекомого:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c2/motion_of_insectwing.gif;
схема внутреннего строения пчелы:
http://cnx.org/content/m44667/latest/?collection=col11544/latest;
схема дыхательной системы насекомых с увеличением:
http://www.eplantscience.com/index/general_zoology/gas_exchange_through_tubes_tracheal_systems.php;
схема дыхательной системы насекомых:
http://www.daviddarling.info/encyclopedia/t/tracheae.html;
схема выделительной системы насекомых:
http://www.ebio.ru/org21.html;
схема видов нервных систем насекомых:
http://www.earthlife.net/insects/anatomy.html;
две фотографии макросъемки глаз насекомых:
http://www.ellf.ru/photos/27035-makrosemka-glaz-nasekomyx-18-foto.html;
26.12.2020
14
15 слайд
Активные ссылки на использованные изображения
фотография сатурнии мадагаскарской:
http://vk.com/id209231555;
фотография усиков муравья:
http://desktopwallpapers.org.ua/download/8600/1280x1024/;
схема женской половая системы насекомых:
http://cronodon.com/images/insect_female_reproductive_system.jpg;
схема мужской половой системы насекомых:
http://cronodon.com/images/male_insect_reproductive_system.jpg;
уховёртка с малышами:
http://www.earthtimes.org/nature/earwig-mothers-parental-care/1946/;
две пчелы на цветке:
http://www.animalpictures123.org/2012/09/page/2/.
26.12.2020
15
16 слайд
Внутреннее строение насекомых
Разработал
учитель химии и биологии
Петреня Игорь Михайлович
Государственное учреждение образования
«Брагинская средняя школа»
г.п. Брагин Гомельской области
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 655 620 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Колесникова Надежда Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.