Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Жизнеспособность
вирусов
Работа учащихся
МОУ_СОШ № 1 г.Маркса
Учитель- Пузакова С.А.
2 слайд
Тип проекта
Учебные предметы: биология, экология.
Участники проекта: учащиеся 10 класса
Принципы исследовательской деятельности:
Системность
Научность
Социальная значимость (востребованность)
Мониторинг (непрерывность слежения)
Исследовательский
3 слайд
Цели исследовательской работы:
Расширить и углубить знания о природе вирусов;
Воспитать ответственное отношение к своему здоровью;
Сформировать навыки защиты от вирусных заболеваний;
Привлечь внимание общества к всемирно глобальным проблемам заболеваемости всего человечества (СПИД, ГРИПП), так как последствия этого приводят к гибели людей
Дидактические цели: развитие умений увидеть проблему и наметить пути её решения;
Развитие критического мышления;
Развитие активной жизненной позиции;
4 слайд
Вопросы проекта:
Основополагающий вопрос:
Можно ли быть здоровым человеком, в окружающей нас обстановке высокой заболеваемости людей? (Грипп, ОРЗ, ОРВи, СПИД и т.д.)
Проблемные вопросы:
Помогут ли нам лекарственные препараты общего потребления? (Арбидол, Антигриппин)
Как узнать здоров ли ты или нет?
Как люди могут улучшить защиту своего организма? И возможно ли такое?
5 слайд
Вирусы – это простейшие формы жизни, обладающими основными её проявлениями, своего рода абстракция жизни, и поэтому служат наиболее благодарным объектом биологии вообще и молекулярной биологии в особенности.
Организация вирусов
Вирус – от латинского слова vira – «яд».
Распространены повсеместно.
Размеры от 20 до 300 нм.
Не имеют клеточного строения.
Форма тела: палочковидная, сферическая, гексагональная.
Внеклеточная (покоящаяся) форма вируса, не проявляющая никаких признаков, жизни, называется ВИРИОН.
Способны размножаться только в клетках других организмов
6 слайд
Происхождение вирусов
I
Вирус – это сильно генерированная клетка или её фрагмент.
II
Приспосабливаясь к паразитизму, утратила все, без чего можно обойтись
III
Исключение – свой наследственный (нуклеиновая кислота) и защитный (белковая капсула) аппараты.
7 слайд
Были открыты
Д.И. Ивановским,
1892 год
Образ жизни
Внутриклеточные паразиты
Генетический аппарат
Представлены одной из молекул нуклеиновых кислот (ДНК или РНК)
В
И
Р
У
С
Ы
8 слайд
Открытие вирусов
Д.И. Ивановский русский ученый в 1892 году открыл вирус табачной мозаики.
На поиски возбудителей болезни Ивановский потратил несколько лет.
Он собрал листья с нескольких больных растений. Через 15 дней на этих листьях появились белёсые пятна.
Ивановский последовательно устранял возможных переносчиков болезни – корневую систему растений, семена, цветки, пыльцу… Опыты показали, что дело не в них: болезнетворное начало поражает растения иным путём.
9 слайд
Тогда молодой учёный ставит простой опыт. Он собирает больные листья, измельчает их и закапывает на участках со здоровыми растениями. Через некоторое время растения заболевают. Итак, первая удача – путь от больного растения к здоровому найден. Возбудитель передаётся листьями, попавшими в почву, перезимовывает и весной поражает посевы.
10 слайд
Но о самом возбудителе он так ничего и не узнал. Его опыты показали лишь одно, – нечто заразное содержится в соке. Проходит шесть лет и Ивановский обнаруживает, что столкнулся с непонятным агентом, вызывающим болезнь: он не размножается на искусственных средах, проникает сквозь самые тонкие поры, погибал при нагревании. Фильтруемый яд! Таким был вывод ученого.
11 слайд
В 1885 году французский ученый Л. Пастер изобрёл вакцину против бешенства. После открытия вирусов вакцины из убитых или ослабленных вирусов стали в промышленном масштабе. При введении в организм такие вирусы не вызывают заболевания, но создают активный иммунитет к данному вирусу.
12 слайд
Классификация вирусов
Вирусы классифицируются по сердцевине
По структуре капсомеров.
По наличию или отсутствию дополнительной липопротеидной оболочки
По клеткам-хозяинам
13 слайд
Строение и свойства вирусов
Нуклеиновая кислота
Белковая оболочка
Вирусы состоят из различных компонентов:
14 слайд
Еще не родившемуся плоду человека грозят два вируса – краснухи и цитомегалии, которые передаются внутри утробно и очень опасны. Новорожденные и грудные младенцы еще более уязвимы: им угрожают вирусы герпеса 1-го и 2-го типа и вирус гепатита. Также подстерегают их новые опасности - грипп, различные ОРЗ, полиомиелит, острые гастроэнтериты.
Вирусы
Подсчитано, что в среднем человек ежегодно сталкивается с 2 и более вирусными инфекциями, а за жизнь вирусы до 200 раз проникают в организм.
Считается, что при средней продолжительности жизни 70 лет около 7 лет человек болеет вирусными заболеваниями.
Вирусы являются постоянными спутниками человека от рождения вплоть до глубокой старости
15 слайд
СПИД
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита
16 слайд
Симптомы СПИДА
увеличение лимфоузлов
язвенные поражения кожи
стоматит
кашель
сильная утомляемость и слабость
понос, длящийся более месяца (с перерывами или постоянно
лихорадка, длящаяся более месяца
потеря веса более чем на 10% от прежнего веса
17 слайд
Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)
ВИЧ
Геном ВИЧ – две идентичные молекулы РНК, состоящие из 10 тыс. пар оснований
ВИЧ может сохраняться в организме пожизненно, и инфицированные люди могут заражать других
ВИЧ обладает изменчивостью,
Вирусы отличаются друг от друга по количеству оснований
18 слайд
Вирус беспрерывно генетически изменяется
Появляются новые вирионы ВИЧ
Усложняется проблема получения вакцины
Затрудняется проведение специальной профилактики СПИДа
19 слайд
Пути передачи ВИЧ и распространения СПИДа
ВИЧ
Половые контакты
Через кровь и некоторые лекарственные препараты
При вынашивании плода
Во время рождения или вскармливания ребенка инфицированной или больной матерью
Использование донорской спермы
При пересадке органов и тканей
Нестерильные медицинские инструменты
20 слайд
Количество зараженных ВИЧ - 50млн
3млн. человек в этом году умерли от СПИДа
Среди них 500тыс. детей моложе 15лет
В России сегодня 260тыс ВИЧ-инф.
В России 1995 год - 195 человек
1996 - 1535
1997 - 3853
В Саратовской области 2002г - 942
Не дай себе умереть от невежества (лозунг Всемирного дня борьбы со СПИДом 1.12)
21 слайд
Можно ли убить возбудителя СПИДа?
50-70 % спирт убивает за несколько секунд
Кипячением - мгновенно
При попадании в желудочно-кишечный тракт разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой
Дезинфицирующие средства (хлорамин, хлорная известь) убивают вирус мгновенно
t = 56 С
Уничтожает за 30 мин
При попадании на кожу через 20 мин уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже
ВИЧ НЕ передаётся при бытовых контактах с ВИЧ инфицированными при:
рукопожатии,
кашле и чихании,
поцелуе в щёку,
объятиях,
пользовании телефоном,
пользовании общим источником воды для питья,
пользовании общей посудой,
плавании и купании,
ношении чужой одежды,
укусах насекомых.
22 слайд
Грипп
Грипп - это болезнь вирусной этиологии, склонная к широкому распространению
По статистическим данным, ежегодно болеют гриппом в среднем 20-35% населения.
Возбудитель болезни - вирус гриппа одного из типов - А, В, С, или др
23 слайд
Свиной грипп А/H1N1
Симптомы Свиного гриппа
боли в горле, может быть слезотечение, раздражение глаз
боль в суставах.
насморк
головная боль,
резкое повышение температуры, до 38-40 градусов,
H1N1 (известный как "свиной грипп") - это новый вирус гриппа, вызывающий заболевание людей
вирус H1N1 является заразным и передается от одного человека к другому
24 слайд
Пандемия вируса гриппа Н1N1
25 слайд
Заболели в мире – 622000
умерли – 9596
в России заболели– 30319
умерли – 95
в Саратовской области –смертей-13
26 слайд
Способы заражения свиным гриппом
передаются от человека к человеку во время кашля или чихания заболевших людей
могут заболеть, прикоснувшись к предметам, на которых находятся вирусы гриппа, а затем к собственному рту или носу.
попадает в организм человека воздушно-капельным путем
27 слайд
Как можно защититься от заражения А/H1N1
Прикрывайте нос и рот бумажной салфеткой во время кашля или чихания. Использованную салфетку выбрасывайте в мусор.
Тщательно и часто мойте руки водой с мылом, особенно после кашля или чихания. Также эффективными являются средства для обработки рук на основе спирта.
Не прикасайтесь к глазам, носу или рту. Инфекция передается именно таким способом.
Старайтесь избегать близкого контакта с заболевшими людьми.
Если вы заболели, оставайтесь дома в течение 7 дней после выявления симптомов или до тех пор, пока симптомы не будут выявляться в течение 24 часов
28 слайд
Заболеваемость детей в городе
29 слайд
Заболеваемость детей ОРВи
Соотношение заболеваемости ОРВи за 2009 год и декабрь 2009г.
30 слайд
Заболеваемость в школе
31 слайд
Лекарственные препараты, рекомендуемые аптеками
( при гриппе и ОРЗ)
1.Арбидол – не эффективен (исследовали)
1. Интерферон – исследования не подтвердили
1. Гриппферон
1. Афлубин
1. Анаферон
1. Оксолиновая мазь
2. Циклоферон
2. Кагоцел
2. Амиксин
При гриппе А врачи рекомендуют Тамефлю – подтверждено клиническими исследованиями
32 слайд
Существуют три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями - вакцинация, применение интерферона и химиотерапия. Каждый из них действует по-своему: вакцины включают систему иммунитета, интерферон подавляет размножение вирусов, проникших внутрь клеток, а химиопрепараты вступают с вирусами в единоборство и приостанавливают начавшееся заболевание.
33 слайд
Первый способ – вакцинация. Суть его сводится к простой формуле.
«Бей врага его же оружием». Вирус здесь выступает против вируса.
В 1796 году английский врач Э. Дженнер попробовал привить оспу коров (вакцину) здоровым людям, после этой процедуры они не заболевали оспой. Тогда от оспы ежегодно умирали миллионы людей, и открытие Дженнера было чрезвычайно важным.
34 слайд
Второй способ – химиотерапия. В отличие от вакцинации, её конечной целью является не предупреждение, а лечение. Основная трудность, с которой сталкиваются при разработке химиотерапии вирусных инфекций заключается в том, что вирусы размножаются внутри клеток, используя их системы, в силу чего любое воздействие на синтез вирусов приводит к нарушению обмена веществ клеток. В связи с этим большинство препаратов, подавляющих размножение вирусов, параллельно угнетают жизнедеятельность клетки-хозяина. Поэтому широко известные антибиотики и антиметаболиты, обладающие выраженной способностью подавлять развитие вирусов в пробирке, мало эффективны в условиях организма.
35 слайд
Третий способ – интерферон. В отличие от вакцинации и от химиопрепаратов, интерферон обладает универсально широким спектром действия и активен практически против всех вирусов, он действует по принципу стоп-сигнала и подавляет размножение вирусов, уже проникших внутрь клеток. Ряд факторов показывает , что если интерферон вырабатывается организмом плохо, вирусные заболевания протекают тяжелее. Клинические испытания интерферона показали, что он активен при острых респираторных заболеваниях, особенно вызываемых рино вирусами, т.е. как раз в тех случаях, когда вакцинация мало перспективна. Применение интерферона оказалось эффективным и при герпетических поражениях кожи глаз и слизистых оболочек.
36 слайд
Существуют и полезные вирусы. Сначала были выделены и испытаны вирусы – пожиратели бактерий (бактериофаги). Однако последовали неудачи. Это было связано с тем, что в организме человека бактериофаги действовали на бактерии не так активно, как в пробирке. Кроме того, бактерии очень быстро приспосабливались к бактериофагам и становились не чувствительными к их действию. После открытия антибиотиков бактериофаги как лекарство отступили на задний план.
37 слайд
Полезными оказались вирусы поражающие позвоночных животных и насекомых. В 50-х годах XX века в Австралии остро встала проблема с дикими кроликами, которые быстрей саранчи уничтожали посевы сельскохозяйственных культур и приносили огромный экономический ущерб. Для борьбы с ними использовали вирус миксоматоза. Вирус полиэдроза и гранулеза уничтожает гусениц и жуков, которые поедают полезные листья.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 661 527 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Приз Марина Геннадиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.