Законы наследственности и изменчивости

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
х АА аа А А а а ГАМЕТЫ Р(родители) F1 (первое поколение потомков) Аа Аа

Законы наследственности и изменчивости

Тема урока: «Законы наследственности и изменчивости» Цели и задачи: дать представление о генетике; познакомить с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость»; объяснить принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на практике при решении задач сформулировать законы Г.Менделя.

Генетика – наука о наследственности и изменчивости Законы генетики были открыты в 1866г Г.Менделем (работа «Опыты над растительными гибридами») 1900г.- Г де Фриз, К. Корренс, Э. Чермак переоткрыли законы Менделя.

Наследственность – общее свойство всех живых организмов, передача генетической информации от одного поколения организмов другому.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Изменчивость – общее свойство всех живых организмов существовать в различных формах

Современные породы голубей (их более 150) делятся на три большие группы: почтовые, декоративные и мясные Изменчивость

Наследственность и изменчивость – основные признаки всех живых организмов Закономерности наследственности и изменчивости установил Г.Мендель. Эти закономерности сформулированы в виде 3-х законов Г.Менделя

I-й закон Г.Менделя При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным (правило единообразия гибридов первого поколения)

х АА аа А А а а ГАМЕТЫ Р(родители) F1 (первое поколение потомков) Аа Аа

II-й закон Г.Менделя При скрещивании двух потомков(гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют ¼ часть от всего числа потомков второго поколения. Расщепление по фенотипу - 1:3 Расщепление по генотипу - 1:2:1

F1 (первое поколение потомков) Х А а А а F2 (второе поколение потомков) АА Аа Аа аа

III-закон Г.Менделя Закон независимого наследования признаков При дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые эти гены отвечают, наследуются независимо друг от друга Для того, чтобы понять как будет происходить комбинация признаков при скрещивании гибридов, американский исследователь Реджинальд Пеннет предложил заносить результаты опыта в таблицу, которую назвали решеткой Пеннета

Хромосомная теория наследственности Г.Мендель опередил свое время, поэтому современники не поняли работы. В1865 г. не было изучено ядро, а о хромосомах и ДНК ученые просто не имели представления. Современная хромосомная теория объясняет законы Г.Менделя.

Клетка ДНК Ген – участок молекулы ДНК, который кодирует один признак ( цвет, форма) В генетике признаки организма обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, а, в, с. А - доминантные признаки а - рецессивные признаки - женская особь - мужская особь

Р(родители) х АА аа А А а а ГАМЕТЫ Аа Аа F1 (первое поколение потомков) А (желтый цвет горошин) – доминантный признак а (зеленый цвет горошин) – рецессивный признак 100% -желтые З и г о т ы

Этапы решения задач 1.Определить генотип родителей (АА, Аа, аа) 2.Записать возможные типы гамет у каждого родителя аа АА Аа 3.Определить возможные типы зигот 4.Произвести подсчет результатов 1.Определить генотип родителей (АА, Аа, аа) 2.Записать возможные типы гамет у каждого родителя аа АА Аа а а А А А а

Решите задачу У морских свинок черный цвет шерсти (В) доминирует над белым (в). При скрещивании двух черных свинок у них родилось два детеныша – черный и белый. Каковы генотипы родителей и потомков?

Значение генетики Занимает ведущее место в биологии Здоровье человека (диабет, гемофилия, дальтонизм, синдром Дауна) Селекция растений и животных Селекция микроорганизмов(лекарства, витамины) Судебная практика