Инфоурок Другое ПрезентацииБиотические отношения среды. Взаимоотношения между организмами

Биотические отношения среды. Взаимоотношения между организмами

Скачать материал
Скачать материал "Биотические отношения среды. Взаимоотношения между организмами"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Клининговый менеджер

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Биотические отношения среды. Взаимоотношения между организмами.9 класс

    1 слайд

    Биотические отношения среды. Взаимоотношения между организмами.




    9 класс

  • Вспомните!Таксономические единицы
Тип питания
Автотрофы (хемотрофы и фототроф...

    2 слайд

    Вспомните!
    Таксономические единицы
    Тип питания
    Автотрофы (хемотрофы и фототрофы)
    Гетеротрофы
    Биоценоз
    Биотоп
    Биогеоценоз

  • О чем говорится в этом стихотворении?…Свирепый  волк  с  кормящею  волчат  
В...

    3 слайд

    О чем говорится в этом стихотворении?
    …Свирепый волк с кормящею волчат
    Волчицею – гроза невинных стад;
    Орел, стремясь из-под небес стрелою,
    Грозит голубке смертью злою;
    Голубка ж, как овца должна,
    Кормясь, губить ростки и семена.
    Охотнице – сове средь ночи темной,
    Не жаль певца любви и неги томной,
    А соловей съедает светляка,
    Не посмотрев на прелесть огонька.
    Светляк же, ночи светоч оживленный,
    Вползая вверх, цветок съедает сонный…


  • Основные типы экологических взаимодействийПозитивные(антибиотические).Нейтрал...

    4 слайд

    Основные типы экологических взаимодействий
    Позитивные
    (антибиотические)
    .
    Нейтральные
    (симбиотические)
    Негативные

  •               КооперацияМутуализмКомменсализмПозитивные отношения.

    5 слайд


    Кооперация
    Мутуализм
    Комменсализм
    Позитивные отношения.

  • Позитивные отношения – это форма взаимоотношений ,при которой оба партнёра ил...

    6 слайд

    Позитивные отношения – это форма взаимоотношений ,при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу от другого.

    (++ или +0)

  • Примеры взаимоотношений: опыление пчёлами разных луговых растений, рыбы-чисти...

    7 слайд

    Примеры взаимоотношений: опыление пчёлами разных луговых растений, рыбы-чистильщики освобождающие крупных рыб от наружных паразитов.
    Кооперация(++).
    Кооперация – совместное существование, выгодное для обоих видов, но не являющееся непременным условием выживания.

  • Симбиоз актинии и рака –
 отшельникаРак поселяется в пустой раковине
моллюска...

    8 слайд

    Симбиоз актинии и рака –
    отшельника
    Рак поселяется в пустой раковине
    моллюска и возит её вместе с
    полипом. Актиния маскирует жилище рака и обеспечивает его защиту при помощи стрекательных клеток, расположенных в щупальцах
    Опыление растений насекомыми

  • Мутуализм –  взаимополезное сожительство, когда присутствие партнёра становит...

    9 слайд

    Мутуализм – взаимополезное сожительство, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них.
    Примеры взаимоотношений : лишайники(грибы и водоросли), микориза (грибы и корни высших растений), клубеньки на корнях бобовых растений.
    Мутуализм(++).

  • Комменсализм – один организм извлекает из взаимоотношений пользу, для другого...

    10 слайд

    Комменсализм – один организм извлекает из взаимоотношений пользу, для другого взаимоотношения нейтральны.
    Комменсализм(+0):
    а) Нахлебничество.
    Остатки пищи крупных хищников достаются птица–падальщикам или гиенам.
    б) Квартиранство.
    Самка горчака откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска.

  • Негативные (антибиотическиеные) отношения

    11 слайд

    Негативные (антибиотическиеные) отношения

  • Негативные взаимоотношенияХищничествоПаразитизмКонкуренцияАменсализм

    12 слайд

    Негативные взаимоотношения
    Хищничество
    Паразитизм
    Конкуренция
    Аменсализм

  • Хищничество(+ --).Один организм(хищник) добывает и поедает другого(жертву).Ес...

    13 слайд

    Хищничество(+ --).
    Один организм(хищник) добывает и поедает другого(жертву).Если организмы одного вида поедают друг друга – каннибализм.
    Пример взаимоотношений: из беспозвоночные животные – стрекозы и пауки поедают мух, бабочек, комаров, из позвоночных животных: волки и лисы поедают зайцев и мышей -видных грызунов.

  • Животные - хищникиХищник сам ловит, умерщвляет, после чего съедает её полност...

    14 слайд

    Животные - хищники
    Хищник сам ловит, умерщвляет, после чего съедает её полностью или частично.

  • Растения - хищникиРосянкаРосянка, тянущаяся к кусочку мяса, прикрепленному к...

    15 слайд

    Растения - хищники
    Росянка
    Росянка, тянущаяся к кусочку мяса, прикрепленному к нитке на иголке
    Ловчий кувшинчик
    непентеса
    Венерина
    мухоловка

  • ПриспособленияХищникЖертваОстрые когти, клювОстрые зубыБыстрый бег, подкараул...

    16 слайд

    Приспособления
    Хищник
    Жертва
    Острые когти, клюв
    Острые зубы
    Быстрый бег, подкарауливание
    Яды, шипы
    Угрожающая поза, окраска
    Покровительственная окраска

  • Поимка и удержание жертвы1.Осьминог2. Челюсть акулы3. Удав 4. Лев5. Брызгун6....

    17 слайд

    Поимка и удержание жертвы
    1.Осьминог
    2. Челюсть акулы
    3. Удав
    4. Лев
    5. Брызгун
    6. Паук - крестовик
    7. Удильщик
    1.
    2
    .
    5
    6
    7
    3
    4

  • Паразитизм(+ -).Один  организм(паразит)использует другого(хозяина) в качестве...

    18 слайд

    Паразитизм(+ -).
    Один организм(паразит)использует другого(хозяина) в качестве источника питания и среды обитания.
    Примеры взаимоотношений: наружные паразиты – как правило, временные – располагаются на покровах тела, внутренние – чаще постоянные – обитают в полостях и тканях тела.
    Наружные паразиты
    Внутренние паразиты.

  • Виды паразитовНаружные паразитыПовилика – растение - паразитТаёжный клещТропи...

    19 слайд

    Виды паразитов
    Наружные паразиты
    Повилика – растение - паразит
    Таёжный клещ
    Тропический клещ
    Внутренние паразиты
    Ленточные черви
    Трипаносомы в крови
    Больной сонной болезнью

  • 1 Обязательные ( Ленточные черви): Паразитизм для них –
 единственно  возможн...

    20 слайд

    1 Обязательные ( Ленточные черви): Паразитизм для них –
    единственно возможный образ жизни.
    2.Необязательные (Некоторые нематоды): Способны также к
    самостоятельному существованию.
    3.Временные (Кровососущие насекомые): Паразиты используют хозяина во время питания.
    4.Постоянные (вирусы): Паразиты на всех стадиях своего развития связаны с одним или несколькими хозяевами.
    5.Микропаразиты (бактерии): размножаются внутри клеток хозяина
    4;5
    6. Макропаразиты (печеночный сосальщик): Растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.
    1;5
    6
    6
    3
    1;6
    Вирус
    Гриб
    трутовик
    Трипаносомы
    Спорынья на
    колосе ржи
    Бычий
    цепень
    назад
    Далее
    Прыжок
    блохи

  • Конкуренция(- -).Примеры взаимоотношений: растения конкурируют между собой за...

    21 слайд

    Конкуренция(- -).
    Примеры взаимоотношений: растения конкурируют между собой за свет, влагу и т.п.; хищные птицы и звери- за пищу -мышевидных грызунов и т.д.
    Борьба за одни и те же условия окружающей среды между разными видами или внутри одного вида.

  • Аменсализм(0 -).Для одного организма отношения нейтральны, другому приносят в...

    22 слайд

    Аменсализм(0 -).
    Для одного организма отношения нейтральны, другому приносят вред.
    Примеры : сосны выделяют вещества фитонциды, под действием которых бактерии гибнут, поэтому в сосновом бору воздух особенно чистый.
    Под елями практически не могут расти другие растения, так как им не хватает света, воды, минеральных солей.

  • Нейтрализм(0 0).    Совместно обитающие на о...

    23 слайд

    Нейтрализм(0 0).
    Совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга.
    Примеры взаимоотношений: белки и лоси в лесу не контактируют друг с другом.
    Разные виды антилоп в саваннах Африки поедают растения разных ярусов. Жирафовая антилопа – листьями деревьев, антилопа Гну – листьями кустарников , антилопа Куду – низкими травами.

  • Прочитайте  стихотворение  А.  Маркова  и  ответьте  на вопрос:«В  результа...

    24 слайд

    Прочитайте стихотворение А. Маркова и ответьте на вопрос:

    «В результате какого процесса возникли разные формы взаимоотношений между популяциями разных видов?»
    А знаете, друзья, что еж
    Был с мягкой шерсткою когда-то?
    Но объявилась вдруг лиса,
    Защелкали зубами волки -
    И стали колкими глаза,
    И выросли иголки.

  • Определите тип взаимоотношений между организмами 123456

    25 слайд

    Определите тип взаимоотношений между организмами
    1
    2
    3
    4
    5
    6

  • Проверочная работа   
    Прочитайте  предложенные  вам  отрывки  стихотворен...

    26 слайд

    Проверочная работа

    Прочитайте предложенные вам отрывки стихотворений и определите, о каких формах отношений между организмами идет речь?

  • Эразм  Дарвин1. И  меж  растений  царствует  война
    Деревья,  травы  вверх...

    27 слайд

    Эразм Дарвин
    1. И меж растений царствует война
    Деревья, травы вверх растут задорно,
    За свет и воздух борются упорно,
    А корни их, в земле неся свой труд,
    За почву и за влажность спор ведут.

  • А. С. Пушкин.2. Орел  бьет  сокола,  а  сокол  бьет  гусей,
    Страшатся  щу...

    28 слайд

    А. С. Пушкин.
    2. Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,
    Страшатся щуки крокодила.
    От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей,
    Всегда имеет верх над слабостию сила.

  • Фейерабенд3. Запрягся  рак- отшельник:
    Актиния  на  нем.
    Отшельник  н...

    29 слайд

    Фейерабенд
    3. Запрягся рак- отшельник:
    Актиния на нем.
    Отшельник не досадует, что ноша тяжела,
    Ведь часто крошки падают к нему с ее стола.

  • Эразм  Дарвин4.Наездник  окрыленный,  чтоб  запас  
   Питательный  потомству...

    30 слайд

    Эразм Дарвин
    4.Наездник окрыленный, чтоб запас
    Питательный потомству предоставить,
    Спешит, вонзая жало много раз,
    Им гусениц побольше пробуравить;
    Найдя в приемной матери приют,
    Личинки плоть ее живую жрут.
    5. Стрекоз стальные челюсти нещадно
    Рой насекомых истребляют жадно.
    6. А рати пчел воздушные стократ
    В бою друг друга жалами разят.

  • Н.  Грибачев7. Цветок  всю  ночь  готовит  мед,
    Пчелу – сластену  в  гост...

    31 слайд

    Н. Грибачев
    7. Цветок всю ночь готовит мед,
    Пчелу – сластену в гости ждет.
    Бери, мол, но, как другу, мне окажи услугу:
    Пыльцу мучную эту перенеси соседу…
    Пчела несет ее, и вот –
    Цветок увял, и зреет плод.

  • П.  Усачев8. Лес  кругом,
    Широкая  поляна…
    На  траве  зеленой  у  кур...

    32 слайд

    П. Усачев
    8. Лес кругом,
    Широкая поляна…
    На траве зеленой у кургана
    Жаркий бой ведут тетерева.

  • Вот кружит ястреб,
Вредный  вроде  бы.
Но  пусть  летает  невредим:
Кому – то...

    33 слайд

    Вот кружит ястреб,
    Вредный вроде бы.
    Но пусть летает невредим:
    Кому – то вреден, а природе он
    Полезен и необходим.

    Бывают ли в природе исключительно вредные или полезные организмы? Чем полезен ястреб?

    Что произойдет, если какие – то организмы исчезнут с лица Земли?

    Работаем с опорной схемой.

  • Биологическое  разнообразиеСнижение  биологического
разнообразияУстойчивые  э...

    34 слайд

    Биологическое разнообразие
    Снижение биологического
    разнообразия
    Устойчивые экосистемы
    Нарушение экологического
    равновесия экосистем
    Устойчивость биосферы
    в целом
    Глобальные изменения
    в биосфере
    Устойчивое развитие
    человеческого общества
    Угроза существованию
    человечества
    Объединение усилий всех стран для сохранения
    биосферы, пригодной для жизни

    «Биологическое разнообразие»

  • Скажите,  какие  глобальные  экологические  проблемы  уже  возникли  на  Земл...

    35 слайд

    Скажите, какие глобальные экологические проблемы уже возникли на Земле по вине человека?

    Какие международные соглашения приняты по вопросам охраны природы?

    При входе в зоопарк города Бронкса под огромным зеркалом написаны слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда – либо зверей только этот способен истребить (и уже истребил) целые виды…»

    Поэтому закончить урок я хотела бы словами напутствия:
     



  • Берегите  эти  земли,  эти  воды,
Даже  малую  былиночку  любя,
Берегите  все...

    36 слайд

    Берегите эти земли, эти воды,
    Даже малую былиночку любя,
    Берегите всех зверей внутри природы –
    Убивайте лишь зверей внутри себя!

  • Домашнее  задание:
 
 §53,  вопросы к параграфу

    37 слайд

    Домашнее задание:

    §53, вопросы к параграфу

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 320 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.06.2020 730
    • PPTX 7.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Федотова Ирина Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Федотова Ирина Леонидовна
    Федотова Ирина Леонидовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81385
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционная деятельность и проектный менеджмен

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе